В середине зимы правительству приходится принимать срочные меры по отоплению и безопасности г. Первомайского. Остановленный еще в апреле 2006 года завод имеет огромные долги, но его ТЭЦ — единственная в городе, кроме того, остановка ТЭЦ приведет к прекращению работы систем теплоснабжения, водоотвода города, а также очистительных сооружений.

МЧС предупреждает о возможных аварийных ситуациях на остановленном заводе, где хранится более 100 тонн хлора, а «Харьковоблэнерго» — о возможном отключении 11 января «Химпрома» от электроснабжения за долги. В случае серьезных холодов слабо нагретые батареи на окраинах города могут замерзнуть и лопнуть. Если жители города начнут массово греться электрообогревателями, возможны аварии на электросетях…
Время прошедшее
Полтора года министром промполитики был В. Шандра. С ним у А. Авакова отлично получалось, например, решать виртуальные проблемы «Электротяжмаша». Почему бы заодно не потребовать у министра: определитесь, наконец! Или продайте «Химпром», или выделите ему госинвестиции в размере 118 млн. грн. на внедрение новых технологий, и продукция «Химпрома» могла стать конкурентоспособной при новой цене на газ. Без этого «Химпром» обречен на гибель!
Но совсем другой тон разговоров был раньше и с бывшим премьер-министром Ю. Ехануровым и В. Шандрой — в духе «взаимных поглаживаний»: мы, говорил А. Аваков, нашли «понимание на уровне министерства», что «этот вопрос нужно решать совместными усилиями». «Определенные варианты наметились и, надеюсь, положительный результат будет уже в ближайшее время». «Надеюсь, — заявлял А. Аваков в мае, — что все эти проблемы мы решим в Харькове в ближайший месяц. (А. Аваков, прямой эфир «Акцентов», 27 мая 2006 г., сайт ХОГА).
За год до этого было возбуждено дело о банкротстве завода, подорожание газа состоялось в январе 2006 года, а к концу мая «Химпром» уже месяц «стоял как вкопанный»...
Ближайшее время
«Проделана большая работа!», — недавно заявил первый вице-губернатор В. Бабаев, обидевшись на критику со стороны городских властей Первомайского, не оценивших затраты труда ХОГА в отношении подготовки города к зимнему периоду.
Слов, действительно, на Первомайский потрачено было много. Будучи еще «новой метлой», А. Аваков продемонстрировал, что имеет «ключ» к решению этой — как и, в принципе, многих других — задачи: «Для деятельности предыдущего правительства была характерной ситуация с невыполнением инвестиционных обязательств. Компания «Украинский алюминий» приобрела 30% пакета акций Николаевского глиноземного завода. Суть обязательств сводилась к строительству алюминиевого завода в Первомайском районе Харьковской области. Эти обязательства были пересмотрены и заменены инвестициями в производство ГП «Химпром» г. Первомайский. Но и эти обязательства также остались невыполненными, что повлекло за собой ухудшение социально-экономического положения в г. Первомайский», — заявил губернатор на своем первом областном активе в марте 2005 года. По его словам, свои предложения он передал ФГИ и первому вице-премьеру А. Кинаху: «И я рассчитываю на рассмотрение этого вопроса с нашим участием в ближайшее время» (сайт ХОГА).
Нынче, почти через два года, «ближайшее время» звучит так: «Так долго продолжаться не может — максимум полторы недели, — обратился А. Аваков к В. Рыбаку. — Я просил бы Вас еще раз возвратиться к проблеме Первомайского» (сайт ХОГА, 29 декабря 2006 года).
В гостях у Золушки
Для того чтобы своевременно принимать правильные решения, нужен объективный анализ истинного положения предприятия. Это дает возможность определять и круг собственных управленческих задач исполнительной власти, и сформулировать требования к вышестоящим инстанциям. Так строится грамотное управление. В отличие от «руководства», где личность руководителя затмевает истину.
Руководила или управляла ХОГА в случае «Химпрома» — судите сами… «Позитивные изменения на ГП «Химпром», в основе которых было техническое перевооружение предприятия и правильно организованная маркетинговая работа, позволили значительно увеличить выпуск ликвидной продукции. Темп роста составил 352,1%» (из выступления начальника Главного управления экономики ХОГА А. Дуленко 24 октября 2005 года).
В июле 2005 года на завод был назначен новый гендиректор В. Подолян — четырнадцатый за 14 лет. 17 февраля 2006 года В. Бабаев, первый вице-губернатор, при подведении итогов 2005 года сообщал активу области: «За время его (Подоляна. — Ред.) руководства в полном объеме была погашена задолженность по заработной плате (657 тыс. грн.) и повышен ее размер (693 грн.) Проведена модернизация производственных мощностей, обеспечена стабилизация производственного процесса, вследствие чего темп роста объемов производства составил 171,9%, продукции изготовлено в 3,4 раза больше (83,4 млн. грн.), реализовано — в 2,2 раза больше (почти 90 млн. грн.) по сравнению с предыдущим годом. Вот пример отличной менеджерской работы, когда предприятие работает не на склад!» В этом отчете В. Бабаев отнес ГП «Химпром» к группе «реструктуризированных госпредприятий, которые прошли через процедуру санации и смену руководства».
А через четыре месяца — «Караул!» «Отсутствие должной инициативы и правильной маркетинговой политики со стороны прежнего руководства ГП «Химпром» в решении вопросов стратегического развития предприятия привело к тому, что объемы производства за первое полугодие сократились на 56,4% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, что сразу сказалось на его финансовом положении. Вопросы здесь есть. Это и стоимость газа, и устаревшие технологии, и работа маркетинговой службы. (Материалы к выступлению начальника Главного управления экономики облгосадминистрации А. Л. Дуленко на заседании коллегии Харьковской ОГА по вопросу «Об итогах социально-экономического развития области в 1-м полугодии 2006 года» 24 июня 2006 года.)
Как в сказке: бьют часы — и «правильная маркетинговая политика» становится «отсутствием правильной…», «техническое перевооружение» — «устаревшей технологией», а темпы роста в 352,1% превращаются вначале в 171,9%, а затем — в снижение на 56,4%. Задолженность завода по зарплате составляет более 6 млн. грн…
Что касается «превращения» маркетинга, то с ним более-менее понятно: у директора завода после подорожания газа был только один «правильный стратегический» выход — остановить предприятие еще в январе.
Но как в «тыкву» удалось превратиться техническому перевооружению и реконструкции? Где истина, а где «рисование результатов» в цифрах темпов роста и «выплаченных полностью долгов по зарплате»? Какие решения можно принимать на основе таких данных?
Не честнее было бы не директоров менять, а признать, что «характерной чертой прошлого правительства» была бездарная внешняя политика государства, сделавшая нерентабельным производство не одного только «Химпрома» (на долю которого приходится 30% всего объема украинского химического производства)?
Не принципиальнее было бы ставить вопрос об отсутствии в государстве промышленной политики, направленной на управление — а не руководство — государственной собственностью? И еще — не следовало бы сознаться в собственной беспомощности в совокупности с сильным желанием выглядеть «эффективным»?
Однако, давно уже известна формула: «Чем больше харизмы, тем меньше рефлексии».Что же касается объективных результатов, то, видимо, ими никто особенно и не интересовался. Не от них зависит нахождение на губернаторском посту, если подобные «особенности» анализа и информирования общественности сходят с рук.
Суровые будни
Двухлетнее коллекционирование «знаков внимания» с бывшим правительством не отразилось на положении «Химпрома» и Первомайского. Зато от нового Кабмина, наконец, можно требовать: «решать надо немедленно!», «в ближайшие три-четыре дня нас могут ожидать очень серьезные проблемы в Первомайском», «нечего ожидать, пока Министерство определит, кто же будет трейдером при поставках газа на «Химпром»… (А. Аваков, сайт ХОГА).
Покрикивает на Кабмин и В. Бабаев: «Министерство промышленной политики Украины слишком спокойно относится к ситуации, сложившейся на ГП «Химпром» (4 января 2007 года, «STATUS QUO»). «За время назначения министром Анатолия Головко ни одного шага навстречу государственным предприятиям Харьковской области сделано не было!»
Увы, те, кто на протяжении полутора лет «волновался» о «Химпроме», не оставили новому правительству готового решения. От бывшего руководства в наследство перешли сплошные проблемы — и с «Химпромом», и с ХАЗом, с заводом им. Малышева, ХТЗ, ХЭМЗом…
Бесполезно требовать от правительства — срочно! — денег на строительство нескольких независимых котелен в Первомайском или модернизацию существующей ТЭЦ. Никакое обоснованное решение принять невозможно без понимания того, кому в дальнейшем будет принадлежать «Химпром», чем будет заниматься предприятие и сколько людей сможет обеспечить работой. И вынуть из дырявого бюджета и отдать на настоящую, а не мнимую реконструкцию и реструктуризацию «Химпрома» государству нечего. Поэтому оно и занялось поиском инвесторов и организацией продажи предприятия.
А до тех пор Первомайский, конечно, будет отапливаться. Даже в убыток, с трудом, ведь никто не становится в очередь за правом поставлять газ хроническому должнику. Может, Кабмину стоит поискать «газовых королей» в самой Харьковской области и обязать их обеспечивать газом Первомайский?
Побежала мышка-мать…
Надежно согретый Первомайский действительно поднял бы рейтинг областной власти. А так… Светит с экрана, лучится оптимизмом или праведным гневом лицо губернатора, но — не греет.
Из прямого эфира «Акцентов» 4 ноября 2006 г.: «В Харькове президент выдвинул ряд инициатив. Одну из их он окрестил «харьковской». Дело в том, что мы обратились к президенту с просьбой поддержать ряд наших проектов на крупных машиностроительных предприятиях, и Виктор Ющенко согласился: «Давайте я дам свой президентский патронат (наивысший в стране) для решения проблем 10 крупнейших харьковских предприятий». Среди этих предприятий… «Химпром». Это прекрасная инициатива! Президент соберет под своим крылом Кабинет министров, СНБО, другие ведомства, что позволит комплексно решать проблемы харьковских предприятий! Уже сейчас готовится соответствующая рабочая группа, ряд указаний президента и мои распоряжения. По итогам визита мы вместе с Секретариатом президента оформляем протокол поручений. Это крайне позитивная созидательная работа!»
Риторический вопрос: что мешало губернатору с президентом заниматься такой «крайне позитивной» работой в течение предыдущих двух лет?!
В поданном Верховной Радой президенту списке предприятий, которые должны быть проданы в 2007 году, «Химпром» — один из «срочных» объектов. Решение о продаже «Химпрома» правительство приняло еще в октябре. О том, что сделать это надо безотлагательно, особо подчеркивалось на совещании у первого вице-премьер-министра Украины Владимира Рыбака 18 ноября. Только это, по сложившемуся общему мнению, даст возможность комплексно решить проблему «Химпрома» и отопления Первомайска.
28 декабря В. Ющенко — традиционно! — наложил вето на список предприятий, выставляемых на продажу в 2007 году. И это — распростертые над нашими крупными предприятиями президентские «крылья»? Скорее когти…
11 января Верховная Рада приняла проект закона «Об особенностях приватизации объектов права государственной собственности в 2007 году» с учетом предложений президента. Главное решение, на которое не смогли решиться «бывшие», наконец, принято. Скоро, очевидно, проблемы «Химпрома» перестанут быть государственными.
А поможет ли это Первомайску, покажет время…

Официально

Зміни, що вносяться до переліку об"єктів права державної власності, що не підлягають приватизації
Виключити з переліку:

Орган управління МІНПРОМПОЛІТИКИ
ХАРКІВСЬКА ОБЛАСТЬ
00213121Державне підприємство «Завод Електроважмаш»
310055, м. Харків, Московський проспект, 229
Зміни, що вносяться до переліку об"єктів права державної власності, що не підлягають приватизації, але можуть бути корпоратизовані
Виключити з переліку:

Орган управління МІНПРОМПОЛІТИКИ
ХАРКІВСЬКА ОБЛАСТЬ
00212630 Український державний інститут по проектуванню заводів важкого машинобудування «Укрдіпроважмаш» 310068, м. Харків, проспект Московський, 151 203341
14311070 Первомайське державне підприємство «Хімпром» 313450, м. Первомайський
Орендне підприємство «Харківський науково-дослідний інститут технології машинобудування»
Орган управління УКРЦЕМЕНТ
ХАРКІВСЬКА ОБЛАСТЬ
0282240 ВАТ «Харківський дослідний цементний завод»
310106, м. Харків, вул. Плиткова, 1