Всем нам хорошо известны «трамвайно-троллейбусные страдания». Переполненные салоны, сломанные поручни, ободранные стены, изрезанные сиденья. И самое «приятное» в этом списке — шанс получить ощутимый удар током, если где-то напряжение поступает на корпус (к сожалению, бывает и такое). И все же старые, «убитые» беспощадной многолетней эксплуатацией троллейбусы и трамваи, зачастую отработавшие свой ресурс — единственный вид городского наземного транспорта, доступного людям, чьи доходы не позволяют ездить на маршрутных такси. И проблема эта требует немедленного решения.

На днях харьковчане получили новогодний подарок — 12 новых троллейбусов и 10 трамваев. Это только первый шаг в реализации программы обновления подвижного состава ХКП «Горэлектротранс». Презентация первых двух машин состоялась у здания горисполкома 11 января.
Мэр Харькова Михаил Добкин рассказал журналистам, что городским властям удалось найти новые подходы к приобретению транспорта и это позволило вместо запланированных в бюджете 10 троллейбусов приобрести 90 машин российского производства. В планах — покупка 13 отечественных троллейбусов, производимых во Львове. Так что до конца года на харьковских троллейбусных маршрутах появятся 103 новых машины, что позволит на треть обновить парк. Еще одна немаловажная деталь: в парке теперь будет на 50 троллейбусов больше, т.к. списано их будет меньше, чем закуплено.
Порядка сорока машин выйдут на маршруты уже в январе. Первые 12 решили направить на самый сложный городской маршрут — 2-й.
Симпатичные, блестящие, как новая копеечка, новые троллейбусы внешне мало отличаются от своих предшественников. В салоне различия тоже практически не видны. Но это только внешне. На самом деле ЗиУ-682 (а именно так называется новая модель) существенно выигрывает. Во-первых, значительно улучшена система безопасности пассажиров: стеклопластиковые подножки, исключающие всякую возможность поражения током; аварийные выключатели; устройство контроля изоляции; система противозащемления пассажиров дверьми; система блокировки; оборудование дверей системой управления изнутри и снаружи. В салоне — комфортабельные сиденья, два из которых оборудованы для инвалидов с ограниченной подвижностью.
В кабине водителя прежде всего в глаза бросается необычная панель управления.
— Система управления действительно замечательная, — делится своими впечатлениями водитель Сергей Леонидов. — Работать на таком троллейбусе намного легче, масса проблем теперь решена. Лично мне машина очень нравится.
— Комфортабельно и симпатично. Машина удобная в управлении и легкая, — подтверждает водитель второго троллейбуса Мария Белянская. — Много деталей выполнено из пластика. Правда, есть риск, что при чрезмерной загруженности эти детали могут попросту сломаться.
Главный инженер «Горэлектротранса» В. Витченко, напротив, считает, что за целостность пластиковых деталей можно не волноваться. И в целом, в качестве и функциональности новых троллейбусов уверен.
Новые трамваи выйдут на линии примерно через полторы недели — только на днях прибыли наладчики, которые обучат харьковских специалистов работе с новыми моделями трамваев: на них установлена принципиально новая система управления и контроля.
Остается только добавить, что городской голова пообещал, что покупка новых троллейбусов и трамваев не отразится на стоимости проезда.