Бороться за соблюдение новых требований правил дорожного движения ГАИ Харьковской области начала с предупреждений: на стационарных постах инспекторы останавливают водителей, которые, выехав за город, не включили дневные ходовые огни или ближний свет, и напоминают о новых требованиях.

Ездить за городом с «подсветкой» с 1 октября по 1 мая обязали украинских водителей новые правила дорожного движения.

– Использование фар на 26% уменьшило количество ДТП в Украине, – говорит начальник отдела управления ГАИ в Харьковской области Олег Никоненко. –   Стоит отметить, что в 19-ти странах Европы включение ближнего света фар или ходовых огней обязательно. Для украинцев это правило ново, поэтому мы и стараемся напомнить о нем водителям. Хотя с 1 октября инспекторы дорожной службы могут оштрафовать нарушителей на сумму от 425 до 510 гривен.

В областном управлении ГАИ говорят, что накануне раздали водителям, в том числе и общественного транспорта, до 400 листовок, расклеили их на автостоянках и в гаражных кооперативах. Некоторые автомобилисты о правиле вспомнили, но не поняли — харьковчанин Александр вместо ближнего света включил «противотуманки» и сразу же получил замечание от ГАИ.

– Сегодня утром я вспомнил, что пора включить фары за городом и  воспользовался противотуманками, думал – разницы нет, но если инспекторы говорят, что нужен именно ближний — исправлюсь, – обещает водитель. –    Машину с включенными фарами действительно виднее на трассе, так что новшество хорошее.

А вот дальнобойщик Валерий «осветить» свою фуру не посчитал нужным.

– Думаю, что включение света может контролировать водитель, это не должно быть «обязом», – поясняет водитель. –  Когда стемнело, ухудшилась видимость или идет дождь, свет, действительно, нужен, а в солнечную погоду это лишнее.
 
Следующий нарушитель – тоже водитель грузовика. Обещает исправиться, хотя новшеством также недоволен.

– Это лишний повод выписать штраф. Если, к примеру, лампочка в фаре перегорела – ночью это заметно, а днем я не вижу, горит она или нет, машина старая, датчика, который бы сигнализировал о неисправности, как в дорогих иномарках, у меня нет. А штраф придется платить, – аргументирует свою позицию водитель.

Впрочем, многие автолюбители признаются, что не включают свет, чтобы сэкономить бензин, особенно это касается владельцев грузовиков и стареньких отечественных авто.

– Такие водители просто не взяли в руки калькулятор, – говорит замдиректора одного из харьковских автосалонов Юрий Гаркавый. – С включенными фарами расход бензина увеличится на 50 граммов на 100 километров, в деньгах это будет копеек 20. На чем мы экономим? Автомобиль с включенными фарами всегда видно на дороге, даже серого цвета, который в сумерках становится невидимым и при обгоне его замечают в последний момент.

Водители говорят, что идеальны для езды днем ходовые огни, но они есть не во всех моделях и не во всех авто. Но устанавливать их дополнительно не стоит, пользоваться нужно только оборудованием, которое предусмотрел завод-изготовитель, настаивают специалисты.

– У кого нет дневных огоньков, нужно пользоваться ближним светом, – говорит Юрий Гаркавый. – Есть автомобили, в которых он включается автоматически при запуске двигателя. В России давно уже ездят с ближним светом фар. Хотя дневные ходовые огни экономней, чем ближний свет.

В выходные, накануне 1 октября, напомнить водителям о включении фар вне населенных пунктов решили и активисты из «Дорожного контроля Харьков». На трех постах ГАИ ребята поставили три автомобиля с огромными плакатами «С 1 октября включи свет! Не дай себя оштрафовать!»

– В эти дни мы много общались с водителями, большинство из них о нововведении помнили, но благодарили за такую наглядную «напоминалку», – рассказывает адвокат организации Иван Невинный. – Стоит отметить, что  водители уже понемногу приучаются включать фары даже тогда, когда этого не требуют правила дорожного движения, — за три дня до 1 октября примерно каждая пятая машина на дороге за городом ехала с включенными фарами.