Опасения касательно вероятного ухудшения во взаимоотношениях официальных Киева и Москвы после подписания Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом, преувеличены и искусственно подогреты медиа обеих стран. Такое мнение в интервью «Соціальній країні» озвучил известный политолог Дмитрий Выдрин.

Более того, по мнению эксперта, Россия сегодня разворачивается в сторону Сибири и Дальнего Востока, где сосредоточены ее основные интересы, и до Украины ей фактически нет дела.

- Дмитрий Игнатьевич, вы, в отличие от большинства ваших коллег, убеждены: отношения Украины и России после Вильнюсского саммита ухудшатся не сильно. Мол, в действительности, наша страна не такой уж и важный партнер для РФ. На чем базируются подобные выводы?

- Окончательным фактом, утвердившим меня в этом мнении, стало сообщение Романо Проди - бывшего председателя Еврокомиссии. На одной из встреч он, заговорщицки улыбаясь, сказал: «Могу по секрету сообщить, в Европе уже фактически принято решение о вступлении Украины в ассоциацию с ЕС».

Романо Проди, на мой взгляд, - один из самых информированных людей в Европе. Не только как бывший глава Еврокомиссии, но и как человек, обладающий колоссальными связями, а посему владеющий огромными объемами инсайдерской информации. Помимо того, он является членом всех главных закрытых европейских клубов. Так вот, если он об этом говорит с такой уверенностью, можно предположить, что решение действительно уже принято. Так что это не столько мои размышления, сколько попытка сделать выводы из имеющихся фактов.

- Доселе европейский воз Украины двигался со страшным скрипом. Что являлось причиной «торможения», на ваш взгляд?

- Для того, чтобы совершить что-то геополитическое, необходимо наличие трех факторов.

Фактор первый - политическая воля. Он у нас есть - в лице президента, который в вопросах, касающихся евроинтеграции, демонстрирует решимость.

Второй фактор - политическая артикуляция в виде законов. За это у нас отвечает Верховная Рада, которая на сегодняшний день артикулировала почти все необходимые законы - это факт.

Третий фактор - инструменты реализации. Тут речь идет о людях на местах, которые должны реализовать на практике определенные решения.

В этом контексте я бы привел пример «Автодора», который, на мой взгляд, всячески саботирует проект реконструкции и строительства дороги из Венгрии в Украину. А венгры этой дороге, замечу, придают не экономическое, а геополитическое значение.

- Почему, именно геополитическое?

- Потому что это транзит из Южной Европы не только в Украину, но и в Азию, включительно до Шанхая. И если маленький «Укравтодор» может саботировать громадную геополитическую проблему, в которую включены все европейские страны от Португалии до великого Китая, то у меня возникает вопрос: «Удастся ли нам эффективно реализовать проект по евроассоциации?». Сложно ответить, ведь на пути реализации непременно будут возникать условные «Автодоры», закладывающие мины буквально на каждом участке дороги.

А евроинтеграция - это ведь не только законы. По закону ты не поедешь на автомобиле в Венгрию и не будешь возить товары в ту и другую сторону. Товары, по-моему, возятся не по законам, а по дороге. Поэтому мало принять законы, необходимо еще создавать дороги, по которым будут реализовываться законы.

- Подписание Соглашения об Ассоциации европейские чиновники непосредственно связывают с дальнейшей судьбой Юлии Тимошенко. Вы, апеллируя к словам Романо Проди, констатируете, что решение уже принято и фактически ничто не может помешать подписанию столь важных для Украины документов в ходе Вильнюсского саммита. Фактор Тимошенко в том числе?

- Этот фактор, по крайней мере, во время встречи с Романо Проди, вообще не упоминался. У меня сложилось такое ощущение, что этот фактор уже переступили.

- Сможет ли старая инертная бюрократическая машина Украины оперативно и ответственно реализовать требования, которые будут выдвинуты после подписания Соглашения? При каких условиях не будет сбоя?

- Тут, опять-таки, прежде всего, нужна политическая воля. Мы думаем, что евроинтеграция - это движение в сторону расслабона, уж простите за термин. Нет, напротив, - это движение в сторону мобилизации. Были страны, которые не могли на определенных участках найти чиновников должного уровня. В итоге, они завозили чиновников с других стран.

Молодежная безработица в странах ЕС: что нужно знать украинцам


А в одной из центрально европейских стран, которая вступила в ЕС, была колоссальная проблема с коррупцией на таможне. Знаете, что они сделали?

- Что?

- Убрали всех местных таможенников и поставили на их место таможенников из Швейцарии.

Мне бы очень не хотелось, чтобы мы завозили швейцарских гвардейцев. Надеюсь, у нас хватит силы воли, чтобы своих, в том числе гвардейцев, поставить по стойке «смирно» в ситуации, когда решаются геополитические проблемы, касающиеся судьбы страны.

Украина, Россия и ЕС: революция после Вильнюса


Убежден, что инструменты воздействия на нерадивых чиновников есть: административные, уголовные, финансовые, прочие. Главное, чтобы была политическая воля.

- Сегодня активно дискутируется тема референдума касательно внешнеполитического вектора Украины. Насколько, на ваш взгляд, украинское общество информировано о ТС и ЕС, чтобы делать осознанный выбор?

Политолог: почему Украине нужно оперативнее реагировать на проблему Тимошенко


- Я являюсь сторонником референдумов, но вместе с тем, я - сторонник квалифицированного голосования на них, когда есть квалифицированная пресса, независимые экспертные институты и т.п. А проводить референдум в пожарном порядке? По меньшей мере, это нереально, а, может быть, даже неразумно. О референдуме надо было говорить 1-2 года назад, а за месяц до саммита в Вильнюсе говорить о нем - это безумие.