Двадцать первого октября 1858 года в Париже в театре «Буфф Паризьен» состоялась премьера спектакля «Орфей в аду», музыку к которому написал директор театра Жак Оффенбах, а либретто Гектор Кремье и Людовик Галеви. Авторы, шутя, адаптировали действие древнегреческого мифа к современной им парижской действительности, заставив Орфея настраивать рояли и играть на скрипке, а олимпийских богов танцевать канкан. Спектакль получился пародийным, злободневным, веселым и, главное, остросовременным, что было тут же поставлено в вину авторам французскими критиками. С этого началась история оперетты.

Первого ноября 1929 года в тогдашней столице Украины Харькове открылся первый украинский театр музыкальной комедии. Открылся премьерой оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду». Спектакль был поставлен учеником Леся Курбаса Борисом Балобаном ярко, остро, экстравагантно, а главное (по выражению украинской критики двадцать девятого года), был современен. Одной из основных задач постановки было приблизить действие оперетты к проблемам современности, высмеять их. Недаром в создании украинского варианта либретто принимал участие Остап Вишня. С этого началась история украинской оперетты.
Двадцать девятого декабря 2006 года в Харьковском уже академическом театре музыкальной комедии состоялась премьера оперетты Оффенбаха «Орфей в аду». Спектакль имеет название «Орфей & Эвридика» и рассказывает абсолютно современную историю скрипача филармонического оркестра Орфея и его жены — ветреной Эвридики. Постановщики таким образом расставили акценты оперетты 150-летней давности, что старая история зазвучала злободневно, иронично, а временами даже сатирично, хотя, как известно, сатира в театре оперетты гость нечастый.
Вообще, эту оперетту Оффенбаха редко можно встретить в репертуарах театров музыкальной комедии. Есть здесь определенные музыкальные проблемы — партия Эвридики совсем не отличается простотой. Есть проблемы по распределению ролей — главные герои плохо вписываются в стандартные амплуа театра оперетты — они не совсем обычные герой и героиня, влюбленные друг в друга (наверное, это единственная мировая оперетта, в которой речь идет не только о любви). И главное — это проблемы с постановкой. Как правило, решение двух основных сцен спектакля — рая и ада — всегда отличалось определенной приблизительностью. В данном случае режиссер-постановщик спектакля Александр Драчев нашел для них конкретный адрес. Рай — это некая небесная канцелярия, куда Орфея посылают за очередным разрешением-согласованием. В раю руководит жесткий Генеральный бог Зевс, в талантливом исполнении заслуженного артиста Украины Владимира Федоренко. Этот знакомый всем нам Олимп полон клерков, посыльных и секретарш, там стучат пишущие машинки, возникают служебные романы и служебные революции. Там периодически собирается совет богов, райский совет (сокращенно — райсовет). Теперь ад. Пекло в данной постановке имеет явные черты совсем не первосортного ночного клуба, делами которого давно пора заняться соответствующим органам. Роль хозяина клуба Аида играет заслуженный артист Украины Виктор Побережец — пожалуй, лучшая роль в спектакле. Это хитрый делец, с внешностью итальянского мафиози, лавирующий между собственными интересами и потребностями богов Олимпа.
Вообще, удачных актерских работ в спектакле много, наверное, на это влияет то, что большинство актеров выступают в необычных для себя амплуа. Особо стоит отметить роль Геры, жены Зевса, в исполнении заслуженной артистки Украины Элеоноры Климчук, выдержанную от начала до конца в строгой, почти аскетичной форме и завершающуюся неожиданно эффектным уходом, и роль Гермеса — нечистого на руку финансиста-проныру в исполнении заслуженного артиста Украины Виктора Робертова.
Несомненной удачей спектакля следует назвать роль Афродиты в исполнении молодой актрисы Эллы Джулик — она имеет отличные вокальные и актерские данные, эффектную внешность. По моему убеждению, она — достойное пополнение для театра за последний год и, несомненно, его будущее.
Неожиданностью стали и две главные роли. Эвридика — Ирина Потолова — создает образ не просто дамочки, жаждущей развлечений. Ей веришь и сочувствуешь. Создается впечатление, что жизнь Орфея и Эвридики протекает в каких-то совершенно разных вселенных, волею судеб оказавшихся в одном пространстве. Орфей в исполнении Юрия Костяницы — это мягкий (если не сказать мягкотелый) интеллигентный музыкант, который к концу спектакля, пройдя массу испытаний, становится человеком, взявшим на себя ответственность за свою судьбу и судьбу Эвридики.
Успеху спектакля сопутствовали балетные номера, блестящие, с выдумкой поставленные балетмейстером заслуженной артисткой Украины И. Клепиковой в отличном исполнении артистов балета театра, а также оркестр театра (дирижер — заслуженный деятель искусств Украины Я. Сорочук).
Спектакль «Орфей & Эвридика» жестко концептуален и ориентирован не только на любителей оперетты, но и на молодую харьковскую публику, которая в последние годы начала возвращаться в театры. Не секрет, что оперетта — это консервативный жанр, который не очень любит новации, однако подобное неклассическое постановочное решение классической оперетты убедительно показывает, что все, в конечном итоге, зависит от воли режиссера и творческого потенциала труппы театра. Тем более что подобный подход к постановке оперетты логически вытекает из всей истории развития жанра, который начинался как пародия, сатира и бурлеск.
И последнее. В начале ноября Харьковскому театру музыкальной комедии присвоено звание «академический». И история Харьковского академического театра музыкальной комедии начинается именно с этой премьеры. С первой премьеры уже академического театра!