Часы харьковского дирижера вернули семье через 70 лет

Часы харьковского дирижера вернули семье через 70 лет

Через семь десятилетий к родственникам расстрелянного харьковского дирижера Павла Леонтьева вернулись его именные часы.

Реликвию вручили младшей дочери музыканта во время ХХ Международного фестиваля классической музыки «Харьковские ассамблеи».

С Харьковом связаны роковые события в жизни музыканта


Павел Леонтьев – украинский музыкант и дирижер – получил признание в Москве, где в конце 1920-х был руководителем Образцового духового оркестра Центрального дома Красной Армии им. Фрунзе и оркестра Московского радио. Он был музыкантом-новатором, много работал над оркестровками классической музыки. Лучшие творческие годы дирижер провел в Харькове: в 1930-х Павел Леонтьев служил в нашем городе дирижером военного оркестра при пограншколе и НКВД. В довоенные годы послушать классику в исполнении духового оркестра под его руководством собиралась масса харьковчан. Музыкант имел звание доцента и преподавал дирижирование и инструментовку в Харьковском музыкально-драматическом институте (сейчас Харьковский национальный университет искусств имени И.П. Котляревского).

К сожалению, с Харьковом связаны и роковые события в биографии музыканта. В 1941 году произошла трагическая, но типичная для того времени история: человек вышел из дома – и исчез. Более 20 лет семья ничего не знала о его судьбе. Как выяснилось позже, музыкант был обвинен по ложному донесению и расстрелян. Его реабилитировали посмертно в 1962 году.  Спустя 70 лет удивительные события снова воскресили память о дирижере.

Энкавэдэшник приказал расстрелять друга


Недавно одному из руководителей крупной компании – партнеру «Харьковских ассамблей» москвичу Евгению Савостьянову случайно достались именные часы Павла Леонтьева. По удачному стечению обстоятельств часы попали в нужные руки.

– Полгода назад один из моих знакомых, посмеиваясь, подарил мне часы со словами: «Это сувенир по вашей части, с учетом бывшей должности», – рассказывает Евгений Савостьянов. – В прежние годы я был заместителем председателя КГБ СССР, потом работал в КГБ Российской Федерации, в министерстве безопасности, и по роду деятельности мне очень много приходилось заниматься вопросами реабилитации жертв политических репрессий. При первом же взгляде на часы я понял, что с ними связана непростая история и человеческая драма. На часах было выгравирована надпись: «Товарищу П. Д. Леонтьеву в честь 5-летия Харьковского военного училища НКВД. 20.12. 1937 г.». Я начал интересоваться историей часов и жизнью их владельца.

Евгений Савостьянов выяснил, что в 1931 году Павла Леонтьева – известного московского дирижера – по неизвестной причине перевели с великолепной должности в Харьков. А через десять лет его внезапно арестовали. Это случилось 15 сентября 1941 года, когда он выходил из дома на работу.

– Вполне возможно, что где-то он сказал не то, что нужно, и его обвинили как заговорщика, – предполагает Евгений Савостьянов. – Представьте ситуацию: сентябрь 1941 года, наши войска отступают, промышленность эвакуируют на восток – вывозят предприятия, станки, резервы, ресурсы, архивы, скот, и в этом столпотворении власти находят возможность прицепить вагоны с заключенными и везти их через всю страну в Хабаровск. Там 12 октября 1941 года Павлу Леонтьеву вынесли приговор, на шестой день его привели в исполнение. Я стал выяснять происхождение часов  и дальше, обратился к знакомому, который мне их подарил. Его ответ меня ошеломил: оказалось, что часы достались ему от двоюродного брата отца – Ивана Долгих. Иван Долгих – фигура более чем известная: в 1950-х он руководил ГУЛАГом и участвовал в зверском подавлении восстания в этом лагере в 1954 году. Я стал сопоставлять биографии Павла Леонтьева и Ивана Долгих. До 1939 года Иван Долгих тоже работал в Харькове – возглавлял транспортное подразделение НКВД и, конечно, близко знал Павла Дмитриевича – руководителя оркестра училища НКВД. В 1939 году Ивана Долгих перевели на Дальний Восток, а с 1941 года он работал начальником НКВД Хабаровского края. Часы попали к Ивану Долгих вместе с другими вещами расстрелянного музыканта. Сначала как руководитель НКВД он подписал постановление о расстреле, а потом на память о друге оставил себе его часы. Материальной ценности командирские часы не представляют, они самые обычные для тех времен. Иван Долгих взял часы не как ценность, а просто как память о человеке, с которым он был знаком и, возможно, даже дружен.

Дочь дирижера нашли в Запорожье


Евгений Савостьянов обратился в общество «Мемориал» с просьбой найти родственников Павла Леонтьева. В Запорожье отыскалась дочь дирижера. Московский гость приехал в Харьков, чтобы почтить память дирижера и вручить часы родственникам музыканта. Вручение часов состоялось 4 октября в рамках ХХ Международного фестиваля классической музыки «Харьковские ассамблеи» на главной концертной сцене ХНУИ.

– Я – младшая дочь дирижера, капельмейстера военного оркестра Павла Леонтьева. Этим часам ровно столько же лет, сколько и мне, я родилась в 1937 году, – делится Инна Леонтьева. – Мне было всего четыре года, когда расстреляли отца, но я хорошо его помню. В доме постоянно звучала музыка – папа занимался инструментовкой. Что бы он ни делал – играл ли на фортепиано или пил чай, он обязательно усаживал меня рядом с собой и целовал.

Семейная реликвия достанется детям и внукам


– Я дитя войны, и у меня было непростое детство, – вспоминает младшая дочь дирижера. –  Мы жили на улице Данилевского – в корпусах от погранучилища. У нас была шикарная библиотека, но когда пограншкола, в которой работал папа, эвакуировалась в Алма-Ату, у нас забрали всю библиотеку. После войны нас с мамой выгнали из квартиры, а наш инструмент – австрийское пианино, на котором работал отец,  поставили на лестнице между первым и вторым этажами. Там оно простояло два месяца, а потом нам выделили комнату в подвале, куда мы перенесли вещи. К счастью, нас приютили жены военных, которые работали вместе с папой, и мы жили у соседей. В 1946 году мама умерла... Эти часы –  великая семейная реликвия, и она достанется моим детям и внукам.

Внуки Павла Дмитриевича стали профессиональными музыкантами, правнуки учатся в музыкальных академиях. Сестра Инны Павловны около полувека проработала в Харьковском институте искусств заведующей кафедрой.