Театральный зритель видит только то, что происходит на сцене, но даже не подозревает, сколько «невидимок» трудятся для них во время спектакля за кулисами.

Среди таких невидимых тружеников – машинисты сцены. Не так давно Харьковский театр для детей и юношества чествовал своего 70-летнего юбиляра – машиниста сцены Михаила Ливощенко.

Закулисная работа


– Машинисты сцены – активные участники спектакля, – говорит директор ХТДЮ Андрей Гапанович. – Я не преувеличиваю. От монтировщиков зависит очень многое. Порой режиссеры ставят технически сложные спектакли, и очень важно, чтобы для зрителя происходящее на сцене выглядело правдоподобно. Недавно мы вернулись с фестиваля ТЮЗов, на котором представили спектакль «Капитан Фракасс». В постановке занят весь цех монтировщиков – семь человек. Несмотря на финансовые траты, мы повезли на фестиваль всех машинистов сцены. И не прогадали: театр победил в трех номинациях, за художественное оформление в том числе.

Чтобы представление шло как по маслу, машинисты сцены работают со специальными монтажными листами, где спектакль расписан до всех мелочей. Они ориентируются на световые и видовые реплики, на сигналы помощника режиссера. Опытные специалисты, проработавшие в театре не один год, знают все спектакли назубок, и им не нужны «шпаргалки».

У монтировщиков свои орудия труда


Одно из основных орудий труда машиниста сцены – штанкет: металлическая штанга грузоподъемностью до 700 кг, которая делается из стальной трубы и крепится на тросах. Штанкеты располагаются рядами над сценой, их используют для подвески кулис, падуг, занавесов, задников и плоских декораций. Иногда в работе со штанкетами случаются сбои. Однажды шел спектакль «Русалочка», вспоминает Андрей Гапанович, и монтировщик, который недавно пришел в театр, дернул не за тот штанкет. В результате корабль вдруг поплыл вверх. Дети в зале оказались с фантазией и даже обрадовались: «О, летучий голландец!».

Опытный машинист сцены на вес золота


Машинисты сцены всегда в полной боевой готовности: они должны мгновенно и надежно установить декорации. Причем работать приходится бесшумно и перемещаться практически на цыпочках. Машинист сцены должен иметь не только хорошую память, сноровку, золотые руки, но еще и быструю реакцию, чтобы сориентироваться в непредвиденной ситуации. Впрочем, уверяет директор ТЮЗа, главное качество, которым должен обладать машинист сцены — любовь к театру.

– Если человек любит театр – он чувствует меру ответственности за то, что в зале сидит зритель, а под штанкетом стоит артист, на которого смотрит зал. У машиниста развивается реакция, память и сноровка, – говорит Андрей Гапанович. – В любом театре опытный, знающий машинист сцены на вес золота.

Таким золотом директор ТЮЗа считает и Михаила Ливощенко.

– В работе он очень бдительный и даже дотошный – у него все должно быть как положено и никак, – рассказывает Андрей Гапанович. – Несмотря на то что Михаил Григорьевич проработал в театре всего три года, он знает наизусть все спектакли. Он трепетно относится не только к своей профессии, но и переживает за все, что делается в театре. Как-то стоял вопрос о списании очень серьезного спектакля «Палиана», и он одним из первых пришел просить – не как работник театра, а как человек – не списывать этот спектакль.

Ветеринар сердцем прикипел к театру


Михаил Григорьевич пришел работать в театр, когда ему было под семьдесят.

– Я работаю в театре три года, а до этого более 30 лет преподавал паталогоанатомию в Харьковском зооветеринарной академии, – рассказывает юбиляр. – Я побывал и токарем, и радистом, и монтером телефонной связи, но основная моя специальность – ветеринарный врач.

Возможно, актеры даже не подозревают, но специалист по фауне оценивает, как им удаются роли зверюшек.

– У нас очень хорошие артисты, и, как специалист, могу сказать – роли животных им удаются просто замечательно. Они играют настолько естественно и характерно для животных, что мне трудно себе представить, как артисты могут так перевоплощаться, – удивляется Михаил Григорьевич. – Наши артисты вообще лучшие, и такого уровня не увидишь и по центральному телевидению.

На вопрос, кого он смог бы сыграть на сцене, Михаил Левощенко шутит:

– Наверное, самого себя – ветеринарного врача.

ТЮЗ работает с «сердечным» логотипом
На открытии нынешнего сезона театр презентовал новый логотип. Раньше логотипами ТЮЗа было изображение факела, затем его сменил Икар. Теперь логотип представляет собой аббревиатуру «ТЮЗ» в виде ключика с брелоком-сердечком.
– Смысл и посыл логотипа – наш театр максимально открыт для зрителей всех возрастов, – объясняет руководитель литературно-драматургической частью ХТДЮ Маргарита Корнющенко. – У нас есть развивающие программы, мы можем приоткрыть завесу сказки – по заявкам организуем экскурсии по театру, наши актеры проводят мастер-классы по театральному искусству, у нас работает школа «Азбука театра», по выходным мы организуем для детей театральные игры.