Протестировав сметану, выставленную на прилавках магазинов, эксперты были озадачены. Производители экономят уже даже на растительных жирах и добавляют в молочный продукт крахмал.

Как разъяснили специалисты Центра независимых потребительских экспертиз «Тест», сметана – это кисломолочный продукт, который получают сквашиванием сливок. То есть сливок и закваски достаточно для того, чтобы приготовить сметану. Только сливки должны быть настоящими – из молока, без заменителей и растительных жиров. Если немолочные жиры в продукте присутствуют – это уже не сметана, а сметанный продукт. А вот сухого молока (цельного или обезжиренного) в составе сметаны опасаться не стоит, как, впрочем, и маслянки (продукт, который остается при производстве масла). Эти ингредиенты используют для нормализации сливок, то есть доведения их до нормы по жирности. Сливки для сметаны обязательно пастеризуют и гомогенизируют, чтобы сметана получилась густой и однородной. Затем вносят закваску и сквашивают. Свежая сметана имеет жидкую консистенцию, поэтому для загустения ее направляют на вызревание – выдерживают в холодильных камерах. Правда, недобросовестные производители для густоты ухитряются добавлять загустители (например, крахмал) – в «правильной» сметане их быть не должно.

А поскольку на прилавках магазинов регулярно появляются новые марки сметаны, ЦНПЭ «Тест» решил в очередной раз оценить маркировку, упаковку и провести лабораторные исследования этого популярного продукта. Для тестирования были отобраны восемь марок отечественной продукции с содержанием жира 20–22%.

Маркировка и упаковка нареканий у экспертов практически не вызвала, разве что плохо различима дата изготовления на полосатой крышечке сметаны «Молокия» да мягкая упаковка неустойчива, а потому не очень удобна. А вот по итогам лабораторных исследований некоторые образцы произвели очень неприятное впечатление.

– Так и хочется порой спросить, за что же производители так издеваются над потребителями? – возмущаются специалисты.

Так, три образца сметаны – «РадиМо», «Альма-Віта» и «Главмолоко» попались сразу и на заниженной жирности, и на наличии немолочных жиров, то есть оказались фальсификатами. «РадиМо» содержала 18,2% жира вместо 20%, указанных на упаковке, «Альма-Віта» – 14,5% вместо 21%, а «Главмолоко» – 16,7% вместо 21%.

– То есть экономят уже даже на растительных жирах, – отмечают эксперты. – Продукция «Главмолоко» к тому же еще содержала крахмал, о котором ни слова не было сказано в составе, обозначенном на упаковке.

Что касается микробиологии, то кишечная палочка была обнаружена в одном из восьми протестированных образцов – в продукции «Главмолоко». Из полезной «живности» в сметане обязательно должны быть молочнокислые бактерии, причем в соотношении 1х107 штук в каждом грамме. С этим показателем справились все образцы сметаны.