Харьковский тракторный завод приостановил работу. Кардинальная мера – вынужденная, объясняют на предприятии: уже больше недели импортные запчасти, необходимые для выполнения заказов, таможня не пускает в Украину.

11 фур, железнодорожный вагон и контейнер с двигателями, мостами и краской для ХТЗ стоят на харьковской таможне с 9 октября. Об этом сообщил генеральный директор АО «ХТЗ» Владислав Губин. По его словам ситуация, сложившаяся с импортными комплектующими беспрецедентная.

– Как правило, грузы на таможне оформлялись за сутки, – говорит Владислав Губин. – Теперь же, даже по истечении девяти дней никто не может объяснить причину задержки. Я письменно обращался в Министерство доходов и сборов, в таможню, но ответа так и не получил. Формального повода задерживать на границе наш импорт нет, причем стоит отметить, что в Украину не пропускают продукцию абсолютно всех наших поставщиков – Италии, России, Китая. Если бы, например, документы не оформляли на краску, но «пропустили» двигатели можно было бы предположить, что есть претензии к качеству ввозимого товара, а так это похоже на саботаж. Сейчас на границе стоит абсолютно весь импорт завода на сумму, более 1 миллиона гривен.

Харьковский тракторный завод прекратил работу (дополнено)


Таможня прокомментировала ситуацию журналистам. Как сообщил начальник таможенного поста «Харьков-центральный» Валерий Остапчук, комплектующие для ХТЗ пришлось задержать по вине самого же завода.

– ХТЗ не предоставил пока что документы, которые бы подтвердили заявленную стоимость товара. Ранее у предприятия уже были подобные проблемы и заявленная таможенная стоимость пересматривалась в сторону увеличения, – заявил Валерий Остапчук. – Первые три декларации поступили 9 октября, а на оформление грузов у таможни по законодательству есть 10 дней, так что говорить о проволочках еще рано.

В то же время работать без импортных запчастей предприятие не может, в Украине аналогов «застрявшим» комплектующим никто не производит. 

– Сейчас под угрозой срыва выполнение кубинского контракта. 175 колесных тракторов и 45 гусеничных мы должны закончить до 5 ноября. Если не успеть в  срок, завод понесет огромные убытки. По этому контракту мы получили 50% предоплаты, а остальные деньги нам заплатят после отгрузки тракторов. В случае не выполнения договора предусмотрены штрафные санкции. Кроме кубинского контракта мы постоянно отгружаем технику в Россию и Среднюю Азию.

Из-за перебоя с комплектующими часть сотрудников ХТЗ остались без работы – три тысячи человек с 18 октября ушли в отпуск. В дирекции говорят, вынуженный отдых рабочим оплатят, но только до того времени, пока у предприятия будут деньги.

– Пока в финансовом плане ситуация стабильная. Продажи идут, деньги поступают. Как долго сможем держаться, не пополняя склад, не знаю. Может быть, две недели, – высказывает предположение Владислав Губин.

Больше всего пострадали сотрудники сборочного цеха – у них на сегодняшний день работы нет. Их коллеги инструментальщики пока загружены, но рабочие говорят, это их утешает слабо, поскольку ситуация на ХТЗ напряженная.

– На заводе неспокойно, люди боятся остаться без работы, – говорит заместитель председателя профкома ХТЗ Нина Жилина. – Если в один миг завод останется без заказов, наши сотрудники целыми семьями могут остаться не у дел.

Официально
По результатам рассмотрения проблемных вопросов таможенного оформления товаров, ввозимых в адрес открытого акционерного общества «Харьковский тракторный завод», ГУ Миндоходов в Харьковской области информирует о следующем.

В течение 9.10-17.10.2013 в Харьковскую таможню Миндоходов от ПАО «Харьковский тракторный завод им. С.Орджоникидзе» для оформления импортных товаров поступило 9 таможенных деклараций.
В частности ,
09.10.13 – 3 декларации ;
10.10.13 – 2 декларации;
14.10.13 – 1 декларация;
17.10.13 – 3 декларации.
Среди товаров, подлежащих таможенному оформлению по этим декларациям, запчасти и комплектующие к тракторам, двигатели, эмали и растворители.
Страны происхождения указанного товара: Россия (65%), Китай (30% ) и Италия (5%).
Вместе с декларациями, согласно ст.53 Таможенному кодексу Украины, декларанту необходимо предоставлять ряд сопроводительных документов.
В связи с отсутствием необходимого пакета документов, подтверждающих уровень заявленной декларантом таможенной стоимости, таможенным органом в соответствии со ст.53 Таможенного кодекса Украины предложено декларанту предоставить для подтверждения таможенной стоимости товаров дополнительные документы.
Срок предоставления дополнительных документов – 10 календарных дней.
С момента предоставления первой декларации крайний срок для принятия решения по таможенной стоимости наступает 19 октября.
Таким образом, в случае предоставления ПАО «ХТЗ » документов, которые подтвердят  таможенную стоимость товаров, таможенное оформление будет осуществлено по цене сделки.
То есть, Харьковская таможня Миндоходив проводит оформление грузов ОАО «Харьковский тракторный завод им. С.Орджоникидзе» в пределах установленного законодательством срока.
Еще одним вопросом по таможенному оформлению ПАО «Харьковский тракторный завод им. С.Орджоникидзе» является правильность классификации отдельных групп товаров – эмалей и частей к двигателям.
В процессе контроля было выявлено несоответствие кодов товаров, заявленных экспортером и декларантом.
Правильность определения кода товаров непосредственно влияет на уплату таможенных платежей.
Поэтому, согласно ст.356 Таможенного кодекса Украины и Приказа Минфина от 30.05.2012 №650, зарегистрированного в Минюсте Украины 02.07.12 № 1085/21397, эмали и растворители направлены в таможенную лабораторию для исследования физико-химических свойств.
Учитывая вышесказанное, таможенные процедуры в отношении товаров, ввозимых в октябре в адрес ПАО «ХТЗ», осуществляются в соответствии с законодательством.