До 2017 года в международном аэропорту Харьков появится новый радиолокатор. Это будет последний штрих в усовершенствовании оборудования аэровокзала, все остальные современные «девайсы» здесь уже есть.

На сегодняшний день харьковский аэропорт может претендовать на статус самого современного в Европе. Последняя обновка, приблизившая его к евростандартам, появилась здесь совсем недавно: новый центр управления полетами не только упростил работу диспетчеров, но и повысил безопасность аэропорта.

Этот центр – четвертый в Украине, подобные уже есть в Днепропетровске, Симферополе и Донецке. Строительство длилось полтора года и обошлось вместе с испанским оборудованием в 94 миллиона гривен.

– Новый центр управления полетами позволит аэропорту иметь запас по прочности по пропускной способности на 50-70 лет, – отмечает генеральный директор ГП «Украерорух» Юрий Чередниченко. – До 2017 года аналогичные объекты появятся в Одессе, Днепропетровске и Борисполе.

Диспетчеры харьковского аэропорта обновку называют новыми глазами аэродрома.

– Теперь летное поле просматривается полностью. Раньше мы видели его лишь на приборах, а из окошка был заметен только край полосы, – доволен авиадиспетчер Максим Великий. – Также сейчас мы работаем с системой управления воздушным движением Aircon-2100, благодаря которой можем наблюдать за  всеми самолетами, которые видит локатор, причем не только в Харькове, но и по всей Восточной Украине.

В харьковском аэропорту открыли центр управления полетами


Новая вышка в четыре раза выше своей предшественницы, говорят в аэропорту, с 45 метров видно все, что происходит на летном поле.

– Раньше диспетчеры работали в разных помещениях, и их работу нужно было координировать – это создавало дополнительные трудности в обеспечении безопасности полетов, – рассказывает замдиректора по управлению воздушным движением харьковского регионального подразделения ГП «Украeрорух» Валентин Сегачев. – Теперь все находится в одном центре управления полетами. Раньше диспетчеры, чтобы осмотреть некоторые участки летного поля, особенно в туманные дни, на автомобиле выезжали на поле, а сейчас всю полосу прекрасно видно из центра полетов. Диспетчер за всем наблюдает и может даже визуально контролировать выпуск шасси, конфигурацию самолета и в случае необходимости что-то  подсказать экипажу.

– Система позволяет видеть больше параметров полета судна, в частности те, которые выставляет пилот, – рассказывает диспетчер Игорь Ермашов. – Теперь при необходимости мы можем с земли корректировать полет воздушного судна и исключить любую опасность. Также можем обеспечить безопасное расстояние между самолетами.

Изучать работу новой системы управления полетами харьковским диспетчерам пришлось на специальных курсах.

– Система современная, мирового уровня, многие страны сейчас ее используют, а поскольку мы работали раньше с другим программным обеспечением,  нужно было переучиваться, – рассказывает авиадиспетчер Леонид Драгович. – Вообще, учиться приходится постоянно, поскольку специалист, управляющий воздушным движением, должен знать радиолокационные системы, разбираться в метеосводках и свободно говорить по-английски.

– Авиадиспетчер – уникальная профессия. Человек не только должен быть здоровым, но и умным. Его задача контролировать все, что происходит в небе, и при этом сохранять хладнокровие, воспринимать информацию от экипажа, оценивать ее и не бояться принять ответственное решение, – объясняет Валентин Сегачев. – Просто разбираться в технике здесь недостаточно, а поскольку напряжение для человека на рабочем месте серьезное, каждые два часа у диспетчеров перерыв. 

Изучать новую технику работникам харьковского аэропорта придется совсем скоро.

– К 2017 году в аэропорту появится новый радиолокатор для обзора летного поля, который позволит наблюдать за воздушными судами на всей площади маневрирования аэропорта в сложных метеорологических условиях, – обещает гендиректор ГП «Украерорух» Юрий Чередниченко.