Харьковская «Победа», похоже, дождалась своего звездного часа: на счета метростроевцев поступили первые 23 миллионов гривен и со дня на день на станции вовсю закипит работа.

Но и в ожидании финансирования, метростроители не сидели сложа руки – за счет кредитных средств они вели глобальную подготовку к основному строительству этого важного социального объекта для инфраструктуры города.

Работа на объекте не прекращается


— В настоящее время ведется демонтаж свай креплений котлована и выполняются работы по вестибюлю № 2: обратная засыпка песком, чтобы в дальнейшем поверху прошла проезжая часть проспекта Победы, — рассказывает Николай Шевякин, председатель правления ПАО ССМУ «Тоннельстрой», которое является генподрядчиком строительства метрополитена в Харькове. — Прокладываются рельсовые пути для перемещения крана от вестибюля № 2 к платформе (к ее строительству уже приступили: забиваем сваи, сооружаем ограждение, роем котлован). Кроме того, бетонируем балки перекрытия вестибюля № 1 и выхода из него к платформе. Приступили к монтажу бетонных конструкций, которые не успели сделать в прошлом году.

Помимо генподрядчика, к строительству харьковской «Победы» привлечено несколько субподрядных организаций, которые ведут работы на поверхности. Они производят укладку сетей наружных коммуникаций (водопровода, канализации, ливневки), которые будут обслуживать метрополитен, а также выносят эти сети за зону строительства, чтобы в дальнейшем можно было выполнить благоустройство территории (приступили и к перекладке аварийного водовода, который проходил вдоль жилых домов, до Нового
года эти работы будут закончены). Субподрядчики также работают на вестибюле № 2 и освобождают первую площадку, которая уже готова, под благоустройство. Также привлечена организация для выполнения работ по установке систем кондиционирования и вентиляции в метрополитене.

— Трудятся и электромонтажники, — говорит Николай Шевякин. — Им необходимо войти в действующий метрополитен и соединиться кабельной линией с СТП на станции «Алексеевская», чтобы подать туда с «Победы» дополнительное напряжение. Чтобы не мешать движению на «Алексеевской», работы будут вестись с часа ночи до 4–5 утра.

Метростроители ощущают поддержку и помощь в решении многих вопросов от Харьковского городского головы Геннадия Кернеса, КП «Харьковская дирекция строительства метрополитена», департамента строительства и дорожного хозяйства, а также департамента транспорта горсовета, отмечает руководитель «Тоннельстроя».

— Надо отдать должное городским властям, которые взяли на себя смелость принять
довольно непопулярное решение — перекрыть проспект Победы, понимая, что это может вызвать недовольство горожан в связи с возникшими неудобствами. Но без этого
мы не могли бы приступить к сооружению платформенной части, — поясняет Николай
Шевякин. — Кроме того, городским и районным властям удалось решить непростую задачу по сносу здания «Новой почты», гаражей, которые находятся на пр. Людвига Свободы и попадает в зону строительства.

Первоочередная задача — запустить производство


По словам Николая Шевякина, метростроевцы готовы к началу активного строительства «Победы».

— Нас не пугают ни проливные дожди, ни суровые морозы — лишь бы было финансирование, — признается он. — Мы не остановимся ни на день, чтобы успеть достроить станцию к августу следующего года. Хотя, скажу честно, задача эта очень сложная. В такие сроки да при таком объеме работ не сдавалась еще ни одна станция метро
в Харькове. Ведь нам предстоит сделать еще тупики для поездов — в связи с отсутствием депо в них будут обслуживаться поезда. Уже дали объявление и набираем рабочих. Сейчас на стройке с учетом подрядчиков трудится 100 человек, а необходимо 300-400.

Первоочередная задача строителей — запустить производственные мощности по выпуску железобетонных конструкций, нестандартных деталей и крупных арматурных изделий, которые находятся на территории базы «Харьковметростроя».

— Сейчас идет интенсивная подготовка к запуску завода железобетонных изделий. Предприятие уже укомплектовано рабочими, проведена ревизия оборудования, подготовлена котельная, — рассказывает Николай Шевякин. — И 24 октября запускаем производство железобетонных изделий. А с 28 октября будем выдавать уже готовый железобетон, который может монтироваться мгновенно.

Параллельно ведутся работы по запуску уникального цеха по производству нестандартного оборудования (специальных пресс-форм, всевозможных кронштейнов, закладных деталей и т. д.), которое массово на украинских предприятиях не производится. Этим узко специализированным производством занимаются исключительно метростроевцы.

— Готовится к запуску и цех крупных арматурных изделий, — уточняет Николай Гаврилович. — Основная несущая арматура имеет диаметр порядка 36 мм — ее надо
фигурно гнуть под днище тоннельных сооружений, в частности, платформ, тупиков и других сооружений. Кроме того, именно на производстве мы превращаем товарную арматуру в армакаркас, который затем монтируется на объекте.

Дальнейшее строительство метро под угрозой?


Однако, как уже писал «Вечерний Харьков», часть построек, некогда принадлежавших «Харьковметрострою» и непосредственно задействованых в обслуживании стройки, оказались в собственности частных лиц, не имеющих никакого отношения к метростроительству. А это представляет серьезную угрозу для дальнейших работ по возведению метро в Харькове.

— Кулиничевский поссовет, считая, что эта территория находится в его ведении, подал исковое заявление в Харьковский окружной административный суд о признании государственной регистрации права собственности «Харьковместростроя» на нежилые строения, расположенные на базе «Харьковметростроя», недействительной. 9 января 2008 года суд удовлетворил требование истца и отменил госрегистрацию, — рассказывает юрист ПАО «Харьковметрострой» Валерий Гоготов. — И буквально через несколько месяцев — в июне 2008 года — Хозяйственный суд Харьковской области признает право
собственности на часть этих построек за Кулиничесвким поселковым советом на том
основании, что они являются... бесхозными. Между тем здания (а это складские поме-
щения) по-прежнему находятся на балансе «Харькометростроя». И вынося решение, суд не предпринял даже попытки выяснить этот факт в БТИ. Все это наводит на мысль, что суд
был заинтересован в том, чтобы собственность «Харьковметростроя» перешла в руки
других лиц. Кстати, среди построек, которые по решению суда были признаны бесхозными, есть и несколько зданий КП «Харьковский метрополитен», т. е. принадлежащих городской громаде. Все это носит явные признаки рейдерства.

Как отмечает юрист «Харьковметростроя», после этого Кулиничевский поссовет продает эти постройки, затем они еще несколько раз меняют владельца. Последние хозяева, получив право собственности на строения, предъявили требование освободить помещения от имущества «Харьковметростроя».

— Есть решение Харьковского районного суда в их пользу, — констатирует Валерий
Гоготов. — Но сейчас это решение приостановлено Высшим специализированным
судом по гражданским и уголовным делам до окончания рассмотрения дела.

Более того, на одном из этапов перепродаж очередной собственник в 2010 году получил право пользоваться земельным участком площадью около 11 га (т. е. практи-
чески половиной базы) путем заключения договора аренды земли с Кулиничевским поссоветом благодаря соответствующему решению Хозяйственного суда Харьковской области.

— Такое решение суд вынес на основании проекта землеотвода, изготовленного компанией ООО «Ленд Стар» без учета большинства других построек, принадлежащих «Харьковместрострою», без учета железнодорожного узла, который тоже занимается обслуживанием базы «Харьковметростроя», — отмечает Валерий Гоготов. — В проекте были указаны лишь постройки, на которые этой фирмой уже были получены правоустанавливающие документы.

Между тем, объясняет юрист, это противоречит законодательству, поскольку частная фирма, владеющая зданиями, имеет право получить в пользование лишь ту часть земли, на которой эти строения расположены, и никоим образом не может претендовать на чужие земельные
участки.

— На данный момент в Хозяйственном суде Харьковской области рассматривается дело по иску межрайонной транспортной прокуратуры, которая действует в интересах Харьковского горсовета, о признании данного договора аренды земли недействительным, — подчеркивает Валерий Гоготов. — Межрайонная транспортная прокуратура защищает интересы территориальной громады Харькова, поскольку в конце 2012 года земли Кулиничевского поссовета стали территорией Харькова.

По словам юриста, в случае удовлетворения исковых требований и признания договора недействительным земельный участок площадью 11 га перейдет в землезапасы Харькова. Тогда «Харьковместрострой» сможет обратиться в Харьковский горсовет с просьбой выделить ему данный участок земли для обслуживания своих объектов, которые там находятся.

29 октября в 12.00 в Хозяйственном суде Харьковской области состоится очередное слушание по делу о признании договора аренды земли недействительным. «Вечерний Харьков» продолжает отслеживать эту ситуацию.