В Харькове объявили войну светофорам.

Ламповым. В этом году планируется заменить 500 старичков-регулировщиков на современные светодиодные объекты, которые не только дают значительную экономию, но и повышают безопасность автомобилистов и пешеходов.

Как объяснили в КП «Харьков-Сигнал», ламповые светофоры – это прошлый век, они более энергоемкие, для их работы нужна тяжелая дорогая стеклянная линза, кроме того, некоторые из них установлены еще с 1970 года и то и дело ломаются.

– Ежедневно в диспетчерскую «Харьков-Сигнала» поступает от 6 до 25 заявок на ремонт вышедших из строя светофоров. Часто они ломаются во время грозы, и на них приходится устанавливать грозозащиту, – говорит директор КП «Харьков-Сигнал» Андрей Курлов. – Поэтому мы стремимся к тому, чтобы в городе не было ни одного лампового светофора.

На смену им приходят светодиодные собратья, которые, по мнению специалистов, имеют массу преимуществ.

– Эффективность работы светодиодных светофорных объектов подтверждена на практике, – подчеркивает начальник отдела профилактической работы управления ГАИ МВДУ в Харьковской области Олег Никоненко. – Во-первых: устройство такого светофора состоит из многих светодиодных элементов, которые по своим техническим характеристикам гораздо долговечнее, чем обычная лампочка. Более того, даже в случае выхода из строя одного светодиода (который просто меняется) весь светофорный объект продолжает работать. Во-вторых, такие светофоры, как правило, работают с обратным отсчетом времени. Например, с момента включения в режим красного сигнала на средней секции (желтой) включается таймер с обратным отсчетом времени, чтобы участник дорожного движения – будь то пешеход или водитель – мог ориентироваться, через сколько секунд загорится зеленый. И в-третьих, в них полностью отсутствует «фантомный эффект», то есть не возникает иллюзии одновременного включения сигнала всех трех секций светофора при солнечной засветке.

Олег Никоненко отмечает, что на перекрестках, где уже установлены светодиодные светофоры, аварийность значительно снижается. Поэтому появлению на улицах Харькова новых «регулировщиков» участники дорожного движения только рады.

– На светодиодных ясно виден сигнал светофора при любой погоде – и при ярком солнечном свете, и в дождь, и в туман. А если есть таймер обратного отсчета времени – вообще здорово, – говорит автомобилист Виктор Юрьевич. – Ведь в Харькове немало мест, где из-за старых светофоров частенько происходят ДТП. Например, перекресток улиц Гвардейцев-широнинцев и Механизаторской, где на светофоре желтый сигнал включается только при переходе с красного на зеленый. Обратное переключение с зеленого на красный происходит резко, даже без предварительного «моргания». В результате здесь часто происходят ДТП, поскольку невозможно определить момент, когда давить на газ.

В первую очередь замена ламповых светофоров на светодиодные происходит там, где уже проведена реконструкция дорожного покрытия и прилегающей инфраструктуры (тротуары, бордюрные камни, пешеходные ограждения).

– Если ремонт только предстоит, устанавливать новый светофор нет смысла – потом все переделывать придется, – поясняет Олег Никоненко.

Как сообщил директор КП «Харьков-Сигнал» Андрей Курлов, в 2013 году в Харькове заменят 327 транспортных и 163 пешеходных светофора.

– Мы также работаем над тем, чтобы на перекрестках устанавливались камеры видеонаблюдения, светофоры с фотоэлементами. Сигнал с этих камер будет выводиться на пульт. Такие камеры не только фиксируют нарушения, но и просчитывают поток участников движения, а потом с их помощью регулируется циклограмма светофора: определяется, где нужно дольше гореть красному свету, а где зеленому. Это дает возможность сократить количество пробок и ДТП, – считает он.

Также в связи с завершением срока эксплуатации в этом году запланирована замена 4835 дорожных знаков и установка тысячи новых.

Экскурс в историю
Первый светофор появился в Харькове в 1936 году. Это был механический прообраз светофора для остановки трамвая. С того времени и началось регулирование дорожного движения с помощью технических средств. Первый электрический светофор был установлен в Харькове в 1970 году, а в 1978-м – впервые в Украине – заработала автоматизированная система управления светофорами.