На днях в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины состоялся круглый стол на тему «Усовершенствование нормативно-правового обеспечения внедрения механизма энергосервисных договоров в бюджетных заведениях», инициированный народным депутатом Украины, президентом общественного союза «Соціальний Рух Поваги» Виктором Остапчуком.

В работе круглого стола приняли участие Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Темник и директор Европейского банка реконструкции и развития в Украине Шевка Аджунер.

В этом году народный депутат Виктор Остапчук и возглавляемый им общественный союз «Соціальный Рух Поваги» оказали большую помощь школам Боровщины, Изюмщины, Купянщины и Шевченковщины по обеспечению комфортных условий обучения детей. При помощи Виктора Николаевича в учебных заведениях менялись окна, ремонтировались крыши, фасады, системы теплоснабжения и т.д.

Конечно, «точечная» помощь важна, но, по мнению Виктора Николаевича, проблему необходимо решать системно. Надо повышать энергоэффективность бюджетных заведений, прежде всего школ, детских садов, больниц… Но чтобы провести термосанацию их зданий и модернизировать системы энергообеспечения, необходимы большие средства, которых не хватает ни в государственном, ни в местных бюджетах.
Для решения этой проблемы Виктор Николаевич разработал и зарегистрировал проекты законов Украины, призванные обеспечить привлечение инвестиций в энергоэффективную модернизацию бюджетных учреждений. На круглом столе народный депутат презентовал эти проекты, которые – после того как станут законами – смогут, бесспорно, переломить ситуацию.

Здесь надо отметить, что за плечами Героя Украины Виктора Остапчука – успешный опыт реализации масштабной Программы энергосбережения на Южной железной дороге, которую он возглавлял до избрания в Верховную Раду на протяжении более 12 лет. За это время по инициативе и под непосредственным руководством Виктора Николаевича были внедрены множество энергосберегающих ноу-хау, позволивших добиться существенной экономии затрат на энергоносители. К примеру, на объектах ЮЖД впервые в «Укрзалізниці» начали применяться теплонасосные установки, которые работают за счет разницы температур в разных средах, а также гелиоустановки, использующие солнечную энергию. А объемы и темпы электрификации дороги, позволяющей перейти от использования дорогого дизельного топлива на электроэнергию, достигли абсолютного исторического максимума. В целом в энергосберегающие мероприятия – термосанацию зданий, модернизацию котельных, ту же электрификацию – были инвестированы сотни миллионов гривень, но полученный результат того стоил.

«Наработанный на ЮЖД опыт системного, комплексного подхода к решению вопроса ресурсосбережения сегодня можно использовать на региональном уровне, – отметил в своём выступлении Виктор Остапчук. – А пока ситуация такова, что в регионах целевые программы по повышению энергоэффективности есть, а реальных, ощутимых сдвигов нет. Поэтому рост цен на энергоносители для бюджетных учреждений неизбежно приводит к увеличению бюджетных расходов. Поскольку в государственный казне денег не хватает, то для сдерживания роста бюджетных расходов на энергоносители применяется лимитирование, причем в некоторых местах «долимитировались» уже до того, что зимой дети на уроках сидят в верхней одежде или во время морозов учебный процесс вообще прерывается.

Конечно, на местном уровне пытаются что-то изменить. Есть ряд городов, объединившихся в ассоциацию энергоэффективных городов Украины. Европейским банком реконструкции и развития поддерживается проект муниципальной энергосервисной компании в Днепропетровске. В рамках проекта USAID «Реформа местного теплоснабжения» были разработаны качественные муниципальные энергетические планы для многих украинских городов. Кстати, такой план есть и для города Купянск. Мы уже имеем разработанную проектную документацию по модернизации отдельных объектов энергообеспечения города. Но денег на это нет.
Если отсутствуют бюджетные средства на внедрение энергоэффективных мероприятий, то логично привлечь средства частных структур, расплачиваясь с ними за счет полученной экономии. Однако сегодня это невозможно, так как оплата энергоносителей и коммунальных услуг являются защищенными статьями расходов местных бюджетов. Выходом из этой ситуации является внесение изменений в действующее законодательство для внедрения механизма энергосервисных договоров. Согласно такому договору, энергосервисная компания реализует энергоэффективные проекты (то есть утепляет фасады, ставит современные котельные и т.д.) за собственные деньги. А возвращает инвестированные средства за счет полученной экономии затрат на оплату потребленных энергоносителей в течение срока, который оговаривается в договоре», - пояснил Виктор остапчук.

Как подчеркнул народный депутат, внедрение механизма энергосервисных договоров является одной из ключевых задач «Національного плану дій на 2013 рік щодо впровадження Програми економічних реформ на 2010 - 2014 роки «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава», утвержденного Указом президента Украины Виктора Януковича, и обязательством Украины согласно Директиве Европейского Парламента об энергетической эффективности конечного потребления.

Кстати, Виктор Остапчук разработал и зарегистрировал более десятка важных законопроектов. Задания по разработке многих из них ставились перед соответствующими министерствами и ведомствами уже не один год.

Виктор Остапчук организовал Спартакиаду ветеранов


Факт


Расход тепловой энергии на отопление бюджетных учреждений в Украине в 2 - 3 раза выше (130-250 кВт • ч/м2 - класс энергоэффективности F, Е), чем в странах ЕС (50-80 кВт • ч/м2), причем это не гарантирует соблюдение санитарных требований в помещениях бюджетных учреждений.