30 октября исполнилось десять лет с того дня, как Алексей Григорьев возглавил харьковский зоологический парк и фактически стал «многодетным отцом» семи тысяч хвостатых, мохнатых, пернатых, плавающих и ползающих братьев меньших.

Возглавив зоопарк, Алексей Григорьев с самого начала стал воплощать свой главный девиз – «От зверинца к зоологическому саду».

Зоолог уверен: животным нужно предоставить максимум возможностей, чтобы они могли жить в комфорте, мечтать и воплощать свои планы на будущее. 

В зоопарке строят роскошный вольер для гепардов


За последние десять лет зоопарк заметно преобразился. Его реконструкция началась с большого пруда для птиц и цивилизованного туалета. Затем разработали масштабный план реконструкции и обновления. Этот план выполняется, но, как говорит директор зоопарка, для его осуществления понадобятся немалые деньги и время – возможно, десять, а то и двадцать лет.

Однако уже сегодня заметны преобразования практически во всех вольерах и помещениях, а часть зверей уже осчастливили новой «жилплощадью». Так, появилась смешанная экспозиция  «Южная Америка», где на открытой площадке, без сеток и решеток разгуливают ошейниковые пекари и ламы гуанако. В последние годы сделаны природные вольеры для гривистых баранов и винторогих козлов – они живут в среде, максимально приближенной к естественной. Для этих животных придумали даже специальные горки, на которые любят забираться рогатые отцы бараньего и козлиного семейств, красуясь перед своими женами и детьми, а заодно и перед посетителями.
Вольготно теперь и медведям в просторных вольерах с бассейнами. Сделан просторный вольер для диких кабанов, где они могут носиться, как в живой природе, и всласть рыться пятачками в земле.

Сейчас строится огромный, площадью больше тысячи квадратных метров, вольер для гепардов –  деньги выделил город.

Гости ощипали бедных павлинов


Посетителей стараются поближе познакомить с братьями меньшими. Этой осенью маленьких кабанчиков выпустили из вольера, и они разгуливают прямо по территории зоопарка, а после возвращаются в вольер к маме. Хрюшки  не любят фамильярности и не дают возможности посетителям себя потискать – держат дистанцию. Они, говорит директор зоопарка, как голуби: как только к кто-то приближается – тут же отходят на безопасное расстояние. Другие животные более доверчивы, и это может быть опасно.

– Мы пробовали выпускать на территорию павлинов, – говорит Алексей Григорьев. – Во время массового наплыва посетителей величавые красавцы превращались в ощипанных куриц. И это не потому, что люди злые. Просто каждому хочется взять себе перо на память. Мы не можем рисковать жизнью животных. Все, что делается в зоопарке, – ради животных, а посетители вторичны.

Впрочем, по территории зоопарка животные все-таки разгуливают. Горожане даже не догадываются о том, что очень рано, с 6 до 8 утра, когда зоопарк еще закрыт для посетителей, сотрудники зоопарка гуляют со зверушками, которым тесновато в вольерах. Такие прогулки совершают, например, гаялы и верблюды.

– Наша зооколлекция – национальное достояние Украины, у нас 400 видов животных (семь тысяч экземпляров). Однако наше предприятие – не экопарк, где животные содержатся для развлечения и отдыха людей, – говорит Алексей Григорьев. – У зоопарка совершенно другие задачи, и в первую очередь – сохранение редких и исчезающих животных, сохранение отечественной фауны и возможность ее показа людям.

За его плечами – солидная практика


Мама хотела, чтобы сын стал врачом, но Алексей Григорьев поступил в зооветеринарный институт. За его плечами – солидная ветеринарная практика, но даже теперь, будучи директором, он иногда становится для своих подопечных Айболитом. В зоопарке есть квалифицированный ветврач, но Алексей Григорьев помогает и советом, и делом, если требуются дополнительные «руки».

Директор зоопарка частенько остается на работе ночью.

– Зоопарк работает круглосуточно, и время от времени нужно проверять, как работают службы, – объясняет свою ночную вахту директор зоопарка. – Ночью нужно приехать посмотреть, как работают охрана, ночные зоологи. У многих животных разный световой день: одним, например, нужно выключать свет в 19.00, другим ночью, – все это расписано в техинструкциях, и нужно проверять, как они соблюдаются.

Он пытается слышать, о чем мечтают братья меньшие и помогать, если у них на душе кошки скребут. И эту науку можно постигать бесконечно.

– Я занимаюсь животными с самого детства, поэтому многому научился, но чтобы мечтать вместе с животным и понимать друг друга без слов, нужно учиться всю жизнь, – признается зоолог. – Общий язык можно найти со всеми животными, но им нельзя навязывать свое общение. Если животному не мешать жить – оно просто живет. Возможно, пройдут годы, полка оно обратит на вас внимание. А может не заинтересоваться вами никогда: значит, вы ему не интересны. Животные, которые живут своей жизнью и в своем обществе, понятны и предсказуемы, а вот те, что общаются с человеком, совсем другие. Они перенимают человеческие качества, и иногда не самые лучшие. Поэтому очень сложно, например, с цирковыми животными: они учатся у человека хитрить, обманывать. Эти качества совершенно не свойственны дикому животному.