В Харькове прошел целый комплекс мероприятий, посвященных 75-летнему юбилею Бориса Михайлова – самого известного постсоветского фотографа за рубежом.

В рамках проекта 7 ноября в ЕрмиловЦентре открылась масштабная персональная выставка его работ «Unrespectable. Retrospective+Почеркушки». Это первая в Украине ретроспективная выставка легендарного харьковчанина, классика современной фотографии. Экспозиция включает все периоды творчества автора.

Кого-то его фотографии эпатируют, кого-то откровенно возмущают, а кого-то заставляют задуматься, потому что жизнь – это не только красивые тела и лица с глянцевых обложек.

В экспозицию «Unrespectable. Retrospective+Почеркушки» вошли главные серии фотографа, созданные в разные периоды: «Синяя серия», «Красная серия», «История болезни», «Я не я», «Вчерашний бутерброд» и другие. Его фотодокументами не украсишь стены гостиной. Он видит Харьков другими глазами: нелепо падающие на льду люди, одинокие калеки, спящие на асфальте, или выясняющие отношения алкоголики. Одна из самых шокирующих серий – портреты бомжей: влюбленных, больных, демонстрирующих вытатуированный портрет Ленина на груди. Мужчин-бомжей автор пощадил, а женские тела на некоторых фото обнажены. Борис Михайлов рассказывает, что платил этим людям за фотоснимки, но никогда и ни один бомж не попросил у него фото на память. 

Бомжи появились как класс уже на постсоветском пространстве. Фотографировать их было не престижно, такие работы  вряд ли кто-то отважится купить, но он все равно снимал яркую примету того времени –  растерянность людей после развала  Советского Союза. 

– Здесь каждый одинок, и моя идея была сканировать эту часть жизни. –  говорит автор. –  Да, это неполная правда, но это есть, это новое явление, которое находится вне капитализма и социализма. Это и не Советский Союз, и не Украина – ни то и ни другое. Это нулевой период, и он был для меня очень важен. Вопрос в том, что ты представляешь – правду или неправду. Здесь  правда о людях, попавших в беду, и в то же время – о нас. Эти картины –  большие, потому что я считаю: если тяжело – это нужно сделать крупным и заметным.

Он — единственный из постсоветского пространства стал лауреатом престижной премии «Хассельблад» и был награжден премией «Спектрум», обладателями которой являются лишь семь фотографов в мире. Его фотокнига «Неоконченная диссертация» входит в число лучших в мире. Михайлов получил безоговорочное мировое признание, его персональные выставки проходили в ведущих галереях США, Великобритании, Голландии, Швейцарии, Италии. Борис Михайлов --постоянный участник самых значимых мировых арт-форумов в Венеции, Шанхае, Сиднее. Манифеста. Его работы находятся в музеях Берлина,Лондона, Токио, Нью-Йорка, Ганновера.

Он сразу взялся за болевые точки


Благодаря Борису Михайлову в искусствоведческой среде появился термин «харьковская школа фотографии». Именно в Харькове он начал фотографировать. Инженер по образованию, первые фотоопыты он начал поздно, когда ему было 28 лет. Дебютные снимки были семейными, но затем выяснилось, что фото получаются концептуальными. В Советском Союзе социальная фотография фактически отсутствовала: приветствовался соцреализм – портреты безмятежно счастливых людей. Борис Михайлов сразу отмел эти штампы, и его работы стали символами социальной документальной фотографии.

В конце 1990-х он уехал в Германию, но живет и работает в Берлине и Харькове, продолжая черпать в нашем городе вдохновение. До сих пор на родине автора не было ни одной крупной персональной выставки, которая полноценно открыла бы землякам Мастера.

Искусство должно вызывать содрогание


Кого-то его фото откровенно раздражают и возмущают, а кого-то заставляют задуматься, потому что жизнь – не только красивые тела и лица с глянцевых обложек. 

– Я очень спокойно отношусь к неприятию моих работ, – уверяет фотограф. – Люди привыкли получать удовольствие, созерцать красивое. Отношение к искусству больше основано на оценке: «Как классно!». Однако есть и другой подход, другие сообщения – о боли, о другой жизни, о прошлом. Искусство должно вызывать содрогание, когда смотрят и сопереживают: «Боже мой, этого не должно быть!». Это большое умение – снять красивый вид, но мне это не нужно. Если ты смотришь и получаешь удовольствие — тем самым ты отвергаешь сопереживание.

«Что же на зеркало пенять, коли рожей не вышли?»


– Борис Михайлов – это на 80% жизнь Харькова, это харьковская архитектура, харьковские люди, харьковский быт, социалка, криминал, в конце концов. Но это все равно наше, – считает куратор проекта директор Харьковской муниципальной галереи Татьяна Тумасьян. – Борис Михайлов – это некое зеркало 80-х, 90-х и 2000-х годов Харькова. Что ж нам пенять на зеркало, коли рожей не вышли? Наверное, это можно говорить тем, кто не является поклонником работ Бориса Михайлова.  Но судя по тому количеству поклонников и ажиотажу, который наблюдается на открытии выставки, наверное, поклонников у Михайлова гораздо больше, чем критиков. Это Достоевский нашего времени: болезни, боль, слезы, крик – то, что требует внимания. Почему он так востребован и славен именно на Западе? Потому что Михайлов – это философия, правда жизни.

Очень символична одна из фотографий на выставке: полностью обнаженный ироничный Борис Михайлов (его снимала жена) держит в руках клизму. Похоже, он готов хоть сейчас поставить ее обществу.

В Харьков приехали ведущие искусствоведы мира
7 ноября в Харьковской муниципальной галерее прошла презентация проекта молодежной платформы, которая создана по просьбе Бориса Михайлова. Название проекта – «Комнатная температура»: современный молодой художник не ставит перед собой цели изменить мир. Смирение и скромность, комфортная безыдейность нового времени, где форма первостепенна.. Сам фотохудожник шутя называет проект «В помощь Михайлову». 8 ноября состоялась теоретическая платформа, на которую были приглашены исследователи творчества Бориса Михайлова – ведущие специалисты современного искусства из Лондона, Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, Киева.
Инициаторы и основные организаторы проекта – Харьковская муниципальная галерея и галерея современного искусства Vovatanya.