Конкурс на замещение должности главного дирижера Харьковского Национального академического театра оперы и балета состоится через несколько дней, результаты будут известны в декабре.

В ХНАТОБе разгорелись нешуточные страсти. По словам директора театра Любови Морозко, в конкурсную комиссию будут включены не только специалисты из Министерства культуры, но и музыковеды, композиторы и дирижеры из других регионов. Нынешний главный дирижер Виталий Куценко тоже имеет право участвовать в конкурсе, но захочет ли – пока неизвестно. 

Заслуженный деятель искусств Украины, автор научных трудов по дирижированию и вокальному искусству, профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования и кафедры оперной подготовки Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского Виталий Куценко работает главным дирижером ХНАТОБа без малого 17 лет. По его словам, с 23 декабря ХНАТОБ собирается аннулировать эту должность. Виталий Куценко полагает, что причиной его «отставки» стали рабочие выяснения отношений с директором ХНАТОБа Любовью Морозко.

– Года три назад Любовь Георгиевна начала искать главного дирижера, не предъявив мне никаких существенных претензий. Сейчас пошла вторая волна, – считает музыкант. – Директор предложила мне написать заявление о переходе с должности главного дирижера на должность дирижера высшей категории. Моя позиция: главный дирижер – центральная музыкальная фигура в театре и его основная задача – подтвердить, что этот театр – музыкальный, а хозяйственно-административные просчеты могут быть. Однако если не покупаются струны или канифоль, если у музыкантов отбирают выходные дни, если в зале холодно, у исполнителей зябнут руки и они не могут играть – главный дирижер тут ни при чем. Последней каплей в море стало собрание по коллективному договору, в котором в перечне должностей уже нет должности главного дирижера. Мне не давали слова, пока весь зал не закричал: «Дайте слово главному дирижеру!». Мои слова встретили овациями. Видимо, люди понимают суть проблемы.

Директор ХНАТОБа называет иные причины сложившейся ситуации.

– Должность главного дирижера не аннулируется, – говорит Любовь Морозко. – Главный дирижер в театре нужен, но он не может работать на этой должности вечно. Мы хотели бы, чтобы ее занимали исключительно на конкурсной основе, что соответствует приказу Министерства культуры от 6 сентября 2013 года «Об утверждении  порядка проведения конкурса на замещение должностей художественного и артистического персонала учреждений культуры».

– У нас появилась возможность пригласить очень перспективного, молодого, энергичного человека, одного из лучших дирижеров на пространстве СНГ, который сейчас работает главным дирижером национальной оперы в одной из стран СНГ, – рассказывает Любовь Морозко. – Мы побеседовали с Виталием Даниловичем, обещали восполнить финансовые потери, предоставить должность дирижера высшей категории. Он так же, как раньше, работал бы со спектаклями. Но быть главным дирижером, а значит, управленцем, и системно, с утра до вечера заниматься не только музыкальными, но и организационными проблемами, у него уже нет возможности в силу возраста. Скоро Виталию Даниловичу исполнится 75 лет, и мы отпразднуем этот юбилей на высоком уровне, представим к награде. Виталий Данилович согласился и написал заявление по собственному желанию. Я сделала все, чтобы музыкант, которого мы хотим пригласить на должность главного дирижера, согласился к нам приехать. Мы уговорили его не продлевать контракт в театре, где он сейчас работает, заверили Министерство культуры, что такой специалист нужен Украине, министерство всячески содействовало, чтобы уговорить его приехать к нам. Однако через некоторое  время Виталий Данилович вдруг передумал и взял свои слова назад. 

По мнению Любови Морозко, театрам пора переходить на контрактную систему, проводить замещение должностей только на конкурсной основе, как это делается в Европе.

– Некоторые специалисты, работающие много лет и воспитанные в советском трудовом формате, считают, что должность им дана пожизненно, – говорит директор ХНАТОБа. – Должности не могут быть пожизненными, иначе у молодежи вообще не будет возможности прорваться. Министерство культуры проводит правильную политику замещения должностей. На основании заключенного на три года контракта работают директор, художественный руководитель театра, раз в три года проводится аттестация всего персонала. Если человек чувствует в себе силы, возможности, он может участвовать в конкурсе, но держаться за должность, не давая прийти в театр молодому, энергичному человеку – значит, заботиться только о своих интересах, не думая об интересах театра.