В первой половине 2007 года харьковчане могут дважды получить перерасчет за потребленную тепловую энергию. Он связан с тем, что коммунальное предприятие «Харьковские тепловые сети» осенью перешло на так называемый двухставочный тариф, а люди частично оплатили вперед за тепло в межсезонье.

Тепловики ежегодно с 2001 года производят перерасчеты по теплу, заявил в среду директор КП «ХТС» Сергей Андреев. Потребителям, которые платят за тепло по приборам учета, перерасчет не требуется — люди оплачивают фактически потребленную услугу. Перерасчеты касаются только тех харьковчан, которые платят по нормативу за квадратные метры. «С января по декабрь по итогам года предприятие делало анализ количества отпущенного тепла, то есть сколько гигакалорий мы отпустили на отопление жилья, после этого умножали на стоимость одной гигакалории и получали сумму, которую Харьковские тепловые сети должны были получить за определенное количество тепла. Дальше — сравнивали квадратные метры, помноженные на тариф за квадратный метр, то есть 99 копеек, и умноженные на 12 месяцев. Сравнивали две цифры: если цифра была за квадратный метр больше, чем за Гкал, происходил перерасчет и людям возвращали, если цифра была меньше, к сожалению, мы не имеем права производить добор», — объяснил директор КП «ХТС». Напомним, что 15 октября вступил в силу дифференцированный тариф за тепло: платим 4 гривны 16 копеек за отопление 1 квадратного метра в отопительный сезон, а все остальное время — абонентную плату 0,69 копейки.
Главный тепловик Харькова говорит, что на Украине не было прецедента, когда в середине года изменялась тарифная политика по отоплению. В Харькове был создан такой прецедент, не совсем своевременно, считает Сергей Юрьевич. Он рассчитывал на изменение круглогодичного тарифа на двухставочный с 1 августа, процедура затянулась до 15 октября, в результате чего и возникла ситуация, требующая перерасчета: «Юридически это не обоснованно, но логически можно сделать вывод: люди, которые платили в промежутке между отопительным сезоном, то есть тепло отпускали 3,5 месяца, а оплату производили 9,5 месяца, и частично делали предоплату на 4-й квартал». Нормативных документов не было, говорит Андреев, но тепловики сразу решили сделать перерасчет и сами разработали методику. С середины января харьковчане уже получают квитанции, в которых перерасчет зафиксирован.
Второй перерасчет (пока что предполагаемый, но вполне вероятный) связан с неимоверно теплой зимой. Из-за нее расход газа для производства тепла гораздо меньше, в этом случае закон также требует от тепловиков возвращать людям переплаченные деньги. «Да, четвертый квартал был теплым, январь теплый, теплее, чем на самом деле заложен по температуре в тариф. Что будет в феврале и в марте, никто не знает, поэтому, когда был круглогодичный тариф, перерасчеты мы делали раз в году, по итогам года, когда тариф стал дифференцированным, перерасчеты будут выполняться по окончании отопительного сезона». К середине мая тепловики будут точно знать, сколько они сэкономили на теплой зиме, и только тогда смогут сделать перерасчет.
Тепловикам отдали внутридомовые системы отопления
Первого января «Харьковские тепловые сети» приняли на обслуживание внутридомовые системы отопления. Предприятие будет производить техническое обслуживание 8 тысяч домов. В связи с этим была увеличена численность слесарей и сварщиков на теплораспределительных станциях. 350 специалистов, которые раньше работали в жилищных организациях, приняты на работу в «ХТС». Сергей Андреев утверждает, что для их работы есть все необходимые материалы, инструменты, техника, спецодежда. Но проблема не в этом. С 1990 года внутридомовые системы отопления практически не обслуживались, поэтому понятно, что тепловикам они достались в весьма плачевном состоянии. Стоимость реконструкции Андреев боится произносить вслух, потому что «она исчисляется даже не миллионами, а десятками миллионов. И эти деньги с неба не упадут». Системы возможно восстановить за три года при соответствующем финансировании, говорит он. Пока что тепловики уделяют внимание тем домам, в которых системы отопления нужно спасать срочно, и выезжают на устранение неполадок. С первого января тепловики получили почти 2 тысячи заявок, примерно 150-200 в сутки. 98 процентов дефектов, по информации Сергея Юрьевича, устраняется без отключения от тепла в течение одних суток. Харьковчанам следует обращаться в связи с отопительными проблемами в службу 062, в аварийно-диспетчерские службы Тепловых сетей, которые есть в каждом районе Харькова. Либо в аварийные службы при ПЖРЭПах.