На днях в Харькове пройдут «смотрины» старинных скрипок. Бизнес-элите продемонстрируют, как изысканно звучат раритетные инструменты, и не исключено, что меценаты захотят купить скрипки и оставить их в Харькове.

19 и 20 ноября харьковская филармония и региональный центр инвестиций презентуют музыкально-инвестиционный проект, цель которого – не только дать возможность харьковчанам насладиться игрой известных музыкантов, но и создать единственный в стране фонд раритетных инструментов. В Харьков приедут три скрипки выдающихся итальянских мастеров – Антонио Страдивари, Джузеппе Гальяно и Доменико Монтаньяна. 19 ноября пройдет презентация возможностей уникальных музыкальных инструментов бизнес-элите: для потенциальных участников фонда на скрипках выдающихся мастеров сыграют музыканты высокого класса Борис Кушнир и его ученик Михаил Захаров. 20 ноября в органном зале состоится концерт этих маститых музыкантов.

Одна скрипка может стоить три миллиона и больше


– Лед тронулся, – объявил на днях директор Харьковской областной филармонии Юрий Янко. – У нас есть возможность послушать одни из лучших инструментов. Возможно, это мероприятие станет отправной точкой, когда у нас в городе начнет собираться уникальная коллекция  инструментов. Для слушателей филармонии это уже не диковинка: мы слушали скрипки Страдивари, Гварнери, Амати и другие инструменты, но покупкой таких инструментов заниматься еще не приходилось. Если скрипка стоит три миллиона долларов и выше, практически ни один музыкант, даже уровня Башмета или Спивакова, купить себе ее не может. Поэтому в мире существует практика, когда фонды, банки и общественные организации покупают инструменты, проводят конкурсы. Выбирают лучших из лучших музыкантов и дают им инструмент в пользование.

– Украина – чуть ли не единственная европейская страна, в которой нет фонда раритетных инструментов, – сообщил президент Харьковского регионального центра инвестиций Игорь Тулузов. – Наша задача – его создать. Мы договорились с австрийским музыкальным агентством Марселя Рихтерса, что оно предоставит две скрипки – Джузеппе Гальяно и Доменико Монтаньяна. Скрипку Страдивари привезет профессор Кушнир, она дана ему в долговременное пользование австрийским национальным банком.

Старинные инструменты заставляют плакать оркестры


Специалисты уверяют, что музыка на обычных и старинных инструментах – это две большие разницы: звучание раритетных скрипок не в пример богаче, тоньше и насыщеннее. 

– Не каждый любитель музыки упадет от счастья, услышав скрипку Страдивари, – считает Юрий Янко. – Чтобы почувствовать ее отличие от других, нужно иметь слуховой опыт, слушать и другие скрипки. Когда у нас выступала японская скрипачка Саяка Шоджи, ощущение от первых же звуков скрипки Страдивари трудно передать словами: у меня был ком в горле. Скрипки Страдивари – это очень богатая динамическая звуковая палитра, необыкновенно теплое звучание. Причем они обладают уникальной способностью –  могут «перекричать» любой оркестр. Я помню реакцию оркестрантов, которые играли с Саяка Шоджи в концерте – у них на глазах были слезы. Раритетные скрипки всегда звучат потрясающе. Никто не может открыть их секрет: мастера пытались делать точные копии, но такой акустики достичь не могли.

Скрипку возраст красит


– Чем старше инструмент, тем богаче становится его звук, – говорит Игорь Тулузов. – Поэтому какие бы великолепные скрипки ни делали современные мастера, они по определению будут уступать тем, которые изготовили несколько веков назад.

Если у нас появится фонд классных инструментов, Харьков может стать «роддомом» талантов.

– Директор музыкальной школы Валерий Алтухов изначально учит детей на самых лучших кларнетах, – уверяет Юрий Янко. Это практикуется много лет и привело к тому, что в Харькове блестящая школа кларнетистов. Так работают не все педагоги и не все родители имеют такие возможности. Однако если ребенок начинает учиться на «дровах» – ему потом очень сложно привыкать к хорошему инструменту: у него уже иначе воспитан слух.

Воровать раритеты – себе дороже


Похищать раритетные инструменты практически бесполезно, говорят специалисты. Все они, как редкие бриллианты, пронумерованы и застрахованы, за их судьбой зорко следят службы безопасности страховых компаний.

– Злоумышленник не сможет продать такую скрипку. Существует масса курьезов о великих скрипачах, когда они в поездах забывали свои скрипки, но им возвращали инструменты. Связаться с таким инструментом – себе дороже, – говорит Игорь Тулузов. – А хранить его, чтобы просто любоваться, нет смысла – скрипка в буквальном смысле слова умирает, если на ней не играют. В ней происходят губительные для этого инструмента процессы – в частности, в дереве, из которого она сделана, закрываются поры. К слову, раритетную скрипку даже подделать невозможно: внешний вид и особенное звучание инструмента сразу выдаст фальшивку.

Выгоднее, чем в золото


Покупка раритетных инструментов – не в чистом виде меценатство. Бизнесмены, купившие музыкальную старину, не прогадают – это неплохое вложение капитала. По словам Юрия Янко, хорошие инструменты каждый год дорожают на 10-15%. По данным Игоря Тулузова, индекс роста стоимости золота, например, за 50 лет составил 2,5 тысячи процентов, а средний рост стоимости раритетных инструментов – 26 тысяч процентов за 50 лет.

– Это самый большой рост на активы, который существовал когда-либо  в мире, – уверяет Игорь Тулузов. – Мы пытаемся донести до бизнесменов: вкладывая в раритетные инструменты, они вкладывают не только в образование и культуру, но и в рост своих активов.

Не исключено, что скрипки из Австрии останутся в Харькове


Скрипки Джузеппе Гальяно и Доменико Монтаньяна, которые приедут из Австрии на харьковские «смотрины», стоят несколько сотен тысяч евро. По меркам специалистов, это не очень дорого: диапазон стоимости скрипок велик — они могут стоить и несколько десятков тысяч евро, но уникальные оцениваются  в десятки миллионов евро.

По словам Игоря Тулузова, харьковские бизнесмены уже заинтересовались созданием фонда раритетных инструментов. В Европе есть  структуры, которые готовы искать и предоставлять инструменты для фонда. Две скрипки из Австрии станут своеобразным стартом, стадией подготовки проекта, на которой потенциальные инвесторы могут проявить свою заинтересованность. Если скрипки приглянутся бизнесменам, не исключено, что эти инструменты останутся в Харькове.