В сфере финансовых услуг потребителя поджидает очень много спорных ситуаций.

Это и непредоставление полной, доступной и своевременной информации о конкретных финуслугах, и  навязывание дополнительных услуг или искусственное ограничение в выборе исполнителя той или иной услуги. Где найти защиту потребителю, оказавшемуся жертвой недобросовестного финучреждения, выяснял «Вечерний Харьков».

Банки прячутся за банковскую тайну


По словам замдиректора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физических лиц Андрея Оленчика, сегодня есть три финансовых регулятора, между которыми разделены финансовые учреждения Украины. И на каждый из них возложена функция защиты прав  потребителей соответствующих финансовых услуг.

– Для банковской системы – это НБУ. Для небанковских финансовых учреждений (кредитные союзы, страховые компании, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды, финансовые компании) – Нацкомфинуслуг. Для участников фондового рынка – Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, – уточняет Андрей Ярославович. 

А вот Госпотребинспекция не всегда может помочь жертвам махинаций.

– Проблема в том, что банки с большим трудом допускают нас к проверкам, ссылаясь на банковскую тайну, защиту персональных данных клиентов и так далее. Тем более что мы можем осуществлять проверку только  по потребительским кредитам. Другие вопросы в сфере предоставления финуслуг нам неподконтрольны, – говорит начальник Госпотребинспекции в Харьковской области Владимир Нетудыхата. – Кроме того, существует масса финансовых пирамид, множество кредитов, которые берутся буквально «на улице». В этом случае я могу порекомендовать потребителям лишь одно – внимательно читать договор, прежде чем ставить свою подпись. Хотя на самом деле подписание любого документа для наших сограждан, которые не имеют юридического образования, – всегда будет проблемой. Потому что одно дело внимательно читать, а другое – понимать то, что ты читаешь и подписываешь.

Радужные перспективы


Андрей Оленчик отмечает, что последние два-три года в Украине  интенсивно ведется дискуссия о том, как должна выглядеть государственная система защиты прав потребителей финансовых услуг.

– Должны ли и в дальнейшем это осуществлять три регулятора, основным заданием для которых остается надзор за рынком и решение проблем стабильного развития рынков? Или нужно создавать отдельный специализированный орган, единственной функцией которого будет защита прав потребителей финансовых услуг? –  рассказывает Андрей Оленчик. – Дискуссия еще не завершена.

А вот создание в Украине института омбудсмена для защиты прав потребителей финансовых услуг уже запланировано. Такая инициатива предусмотрена в рамках проекта стратегии реформирования системы защиты прав потребителей финансовых услуг в Украине на 2012--2017 годы.

– В конце сентября на совете Ассоциации банков Украины было принято решение о создании финансового омбудсмена, – говорит глава аппарата Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова. – Начиная с 2014 года при нашей ассоциации будет работать финансовый омбудсмен, основная задача которого -- защита интересов вкладчиков и  клиентов банков. Думаю, что его региональный представитель появится и в Харькове – на базе Харьковского банковского союза.

Обманул клиента – заплати штраф


Защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг озаботились и в правительстве. На днях Кабмин одобрил проект изменений к Закону Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг». Если нововведение вступит в силу, потребители смогут получить полную информацию об условиях работы страховых и финансовых компаний, кредитных союзов и ломбардов.

В случае непредоставления потребителям предусмотренной Законом необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации об условиях оказания финуслуг, на компании будут налагаться штрафы – от 100 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (то есть от 1700 до 17 000 грн.). При этом должностные лица компании, допустившие подобные нарушения прав потребителей, также будут оштрафованы – от 20 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (то есть от 340 до 1700 грн.).

Куда жаловаться сегодня?
Управление НБУ в Харьковской области: г. Харьков, пл. Театральная, 1.

– Можно подать письменное заявление или записаться на прием к руководителю управления и его заместителям, которые принимают каждый первый, второй и третий вторник месяца, – подсказывает представитель Управления НБУ в Харьковской области Наталья Гончарова. 

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг): г. Киев, ул. Б. Гриченко, 3.

Харьковское территориальное Управление государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку: Харьков, Госпром, 1-й под, 4-й этаж, оф. 69-74.