В Украине будут строже наказывать нетрезвых водителей. С 19 ноября тем, кто сел за руль «под мухой» грозит штраф от 6 800 гривен, платное изъятие автомобиля или лишение водительского удостоверения на пять лет.

Минимальный штраф в почти семь тысяч гривен или лишение удостоверения водителя на три-четыре года грозит теперь тем, кто попался за рулем навеселе или отказался пройти медицинскую экспертизу на алкоголь в крови впервые. Если в течение года водителя уличили в этом же нарушении еще раз, удостоверение заберут на пять лет, а машину конфискуют и продадут. Если же нарушитель, которого суд лишил прав на управление автомобилем, все же сядет за руль, ему придется заплатить штраф в размере от 11 900 до 17 000 гривен либо отправиться на полгода в тюрьму.

– Мы требовали более жестких санкций, например, настаивали на том, чтобы нетрезвых водителей, которые стали причиной ДТП с пострадавшими,  пожизненно лишали водительских удостоверений. Верховная Рада на такие кардинальные карательные меры не пошла, но и утвержденные санкции достаточно серьезные, – говорит вице-президент общественной организации «Общество участников движения» Виктор Козориз. – В некоторых странах мира вождение в нетрезвом виде — одно из самых страшных преступлений, и наказание за него очень строгое — в тюрьму можно попасть только за перегар, даже не совершив ДТП. За езду в нетрезвом виде карать нужно самым жестким образом, согласен и представитель Союза автоклубов (Харьков) Дядя Фара. Однако штрафы делу не помогут.

– Разумный человек никогда не сядет за руль выпивши, независимо от размера штрафа, – говорит Дядя Фара. – В то же время сознательно выезжающие на дорогу пьяными, как правило, возят с собой деньги, чтобы откупиться от ответственности, и если раньше для этого достаточно было 300 долларов, то теперь им просто придется положить в бардачек 500. Таких людей ужесточением наказания не испугаешь. Между тем увеличение размера штрафов лишь спровоцирует рост стоимости «решения вопроса на месте». Поэтому параллельно нужно увеличить и степень ответственности должностных лиц, например врачей, которые проводят освидетельствование водителей, или инспекторов ГАИ. Взял взятку или подделал анализы — иди в тюрьму. Для коллег-автомобилистов же скажу, что самый действенный способ не испытать это новшество на себе — не пить в преддверии поездки.

Юрист харьковского автоклуба Денис Журавель считает, что, поскольку соблазн получить взятку у инспекторов ГАИ может вырасти, автолюбителей, живущих по правилам, нужно защитить.

– К примеру, водитель должен помнить, что анализ крови или мочи на наличие алкоголя можно сдать не только в лаборатории ГАИ, но и в независимой лаборатории, – отмечает юрист. – Если этот нюанс не прописать и не донести до людей, то все повышения просто катализируют коррупцию, а на безопасность  не повлияют. Водители должны знать, как защищаться в случае неправомерных обвинений, да и в том случае, если автомобилист согрешил, ему не стоит забывать, что чистосердечное раскаяние по закону может смягчить вину, если, конечно, по его вине не произошло ДТП и не погибли люди.