Создать в Харькове сеть велодорожек и первый в Украине велоцентр хотят местные активисты.
К весне велосипедисты собираются разработать концепцию реализации этого проекта и направить ее городским властям. Первой веломагистралью в Харькове может стать Московский проспект.– Городские власти сейчас планируют реконструкцию этого проспекта, и если в мэрии учтут наши пожелания, то параллельно с ремонтом дорожного покрытия можно будет построить велодорожки. – делится планами президент областной федерации велоспорта Александр Заярин.
Экологи поддерживают велоактивистов: некоторые участки велотрассы даже можно проложить между деревьями.
– Деревья будут защищать спортсменов от палящего солнца и выхлопов машин, – считает эколог Олег Перегон.
Вторая мечта харьковских велосипедистов — любительский велоцентр в лесопарке.
– Горожане уже созрели проводить свои выходные активно, в том числе и на велосипедах. Лучшего места чем лесопарк для этого не найти, – уверен Александр Заярин. – В городском лесу есть заброшенные турбазы или пионерские лагеря, на территории одной из них можно сделать велоцентр. Горожане будут приезжать туда на машинах, брать на прокат велосипеды и целый день кататься по лесу семьей. Главное при проектировании такого заведения предусмотреть раздевалки, душевые, парковки.
В планах и строительство велодорожек на Алексеевке. Директор «Института Харьковпроект» Юрий Спасов признается, что институт проектировал благоустройство станции метро «Алексеевская», предусмотривал велодорожки, но воплотить задумку в жизнь не удалось. Теперь проектировщики предлагают исправить этот недочет перед открытием еще одной станции в этом жилмассиве – «Победы».
– Сейчас мы обсуждаем возможность строительства велодорожек с заказчиком проекта, – делится Юрий Спасов. – Построить дороги для велосипедистов можно со стороны окружной и до новой станции метро, а также соединить велотропой Алексеевку и Лесопарк. В будущем «Победа» будет большим транспортным узлом — сюда будет съезжаться не только городской, но и пригородный транспорт, в том числе и велосипедисты, поэтому рядом со станцией нужно предусмотреть охраняемую парковку для автомобилей и велосипедов.
Харьковчане хотят создать первый в Украине велоцентр
В Генеральном плане города велодорожки учтены не были, признает профессор кафедры урбанистики Харьковского национального университета строительства и архитектуры Валерий Гук.
– В советские времена ездить на велосипеде по городу считалось непрестижным, и в Харькове велодорожки проектировались только на Северной Салтовке. Сейчас люди используют их как тротуары, а на некоторых участках стоят киоски, – рассказывает Валерий Гук. – Но количество автомобилей ежегодно возрастает, и по центру города быстрее всего проехать на велосипеде. Я сам в молодости очень любил, едучи на велосипеде, дразнить пассажиров солидных «Волг», гордо проезжая мимо, пока они стоят на светофорах.
Во многих украинских городах строительством велодорожек уже озаботились — во Львове в этом году построили около полусотни километров специальных магистралей, в Донецке и Киеве тоже разрабатывают «удобства» для велосипедистов. На последней сессии Харьковского горсовета депутаты тоже приняли Концепцию развития велодвижения в городе. Однако аспирантка Харьковского национального автодорожного университета Елена Токмиленко не раз сталкивалась с ошибками при строительстве велодорожек.
– Строители не всегда принимают во внимание, что велосипедисту трудно заехать на крутой подъем, – отмечает Елена. – Харьков – город холмистый, поэтому при разработке дорожек обязательно нужно учесть не только самые популярные среди спортсменов маршруты, но и рельеф местности.