Помнится, один из героев пьесы Шварца был уверен, что вокруг него все «роют-роют, копают…», и очень переживал по этому поводу. Навязчивая идея несколько тормозила его личную и профессиональную жизнь.

Этот джентльмен явно не жил в наше время в нашем городе. Жил бы — знал, что на самом деле никакой навязчивой идеи у него нет. Потому что у нас роют всегда и везде. Столбик термометра подбирается к нулевой отметке (при минусовой земельные работы не проводятся), и город начинают бороздить траншеи и окопы разнообразных форм и волнующих изгибов. Слякоть, грязь, пыль, прогулки «в обход», перекрытые трассы, поврежденный асфальт… Что это? Девять из десяти — ремонт коммуникаций.
В принципе, это закономерно, нашим коммуникациям почти сто лет, немудрено, что они выходят из строя. Жаль только, что это происходит с завидной регулярностью. И вот вопрос: что делать? Чинить старые или, наконец, решиться проложить новые? Новые, конечно, лучше. Но тут специалисты опускают глаза, начинают активно жестикулировать и рассказывать, что на самом деле все это…
Дорого. Процесс проектирования новой коммуникации длителен. Стоит это удовольствие 5-10% общей стоимости проекта, но под новую коммуникацию необходима новая трасса, что при сегодняшней плотности застройки в городах становится проблематично. К тому же в придачу ко всему новому нужна куча согласований различных инстанций. И затраты на эти согласования в несколько раз выше стоимости строительства новой коммуникации.
Поэтому хорошо бы оставить коммуникацию на том же месте.
Хлопотно. Новое строительство, как правило, сталкивается в последние годы с негативным отношением со стороны жителей. Люди не понимают, почему в их дворах все время копают. Копают связисты, теплосетевики, канализационщики, водопроводчики, энергетики — по собственным планам, не согласованным друг с другом. И редкий двор или улица на Украине не перекапывается хотя бы раз в три года. Каждые «раскопки» увеличивают социальную напряженность. Да и после завершения строительства грязь и просадки на газонах и проезжей части в местах раскопок траншей еще долго раздражают людей.
Неэкологично. Этот загадочный термин в обиход был введен сравнительно недавно. Означает ли он, что деревьев становится все меньше и меньше, а следовательно их нужно беречь? Или что на одно спиленное дерево (теоретически) должна приходиться пара десятков согласований, а компенсационная стоимость дерева очень велика? Впрочем, какая разница. И то и то, по сути, очень верно. Плюс работа на устаревшем оборудовании, которое создает большую загазованность и шум.
С октября 2006 года в нашем городе начала свою деятельность первая организация, рискнувшая начать внедрение бестраншейных технологий. Бестраншейные технологии — это метод прокладки труб и кабелей практически без разрытий. Вся работа проходит под землей. Специалисты утверждают, что предлагаемый ими метод бестраншейного строительства, ремонта и восстановления трубопроводов дешевле, быстрее, удобнее. В этом случае не тратятся деньги на обустройство траншей, оплату земляных работ, восстановление вскрытых дорог и т.д.
Бестраншейные методы сокращают время производства работ в десятки раз и в разы количество рабочего персонала, значительно повышают уровень безопасности работ (отсутствие траншей и механизмов на трассе прокладки) и не наносят ущерба окружающей среде.
Гарантийный срок эксплуатации полимерных трубопроводов, применяемых при бестраншейных проходках и заменах старых сетей, составляет более 50 лет. Снижается риск аварий. Трубы обладают высокой стойкостью к коррозии, постоянной пропускной способностью ввиду отсутствия обрастания внутренней поверхности, экологической чистотой, гигиеничностью, легкостью и гибкостью.
Поскольку объем земляных работ при этом минимальный (нужно просто пробурить скважину и тянуть через нее трубы), то сам процесс осуществляется на любом участке города, при пересечении железнодорожных магистралей, автодорог, рек, озер.
Таким способом можно проходить до 1,5 км на глубине до 20 метров под землей без подъема на поверхность и выполнять работы по прокладке и замене трубопроводов различного назначения с максимальным диаметром 650 мм. Погодные условия на качество работ не влияют.
Первая украинская организация по внедрению бестраншейных методов прокладки и замены подземных инженерных коммуникаций была создана в 2004 году. За это время она объединила порядка двадцати предприятий из разных городов и стала называться Ассоциацией.
В нашем городе эта технология пока неизвестна. Получить комментарии по этому вопросу от членов постоянной комиссии горисполкома по вопросам благоустройства города пока не удалось. Пока все очень заняты. А в городе-то как всегда: роют-роют. Копают...