Комментарий комментарием

Комментарий комментарием

Ясность в юридически запутанную ситуацию с толкованием конституционности принятия Закона «О Кабинете министров» счел нужным внести Комитет Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления. Его председатель, Виктор Тихонов, сделал заявление, в котором назвал последние заявления пресс-службы президента Украины и самого президента о принятом парламентом законе и преодоленном вето президента сознательной дезинформацией общества о деятельности Верховной Рады и ее структурных подразделений.

Виктор Ющенко неоднократно заявлял, говорит Виктор Тихонов, о своей поддержке усилий Верховной Рады, направленной на совершенствование законодательной базы, позволяющей поставить деятельность государственных институтов, в том числе и институтов Президента и Кабинета министров, в определенное законом правовое поле. На протяжении двух лет самим президентом в этом направлении не было предпринято никаких действий, хотя вполне понятно, что вступившая в действие конституционная реформа должна была неминуемо обострить ситуацию с работой нового Кабмина, деятельность которого и ранее не была регламентирована законом.
Последние же высказывания и действия Президента Украины «свидетельствуют о его незаинтересованности в принятии законов, которые бы упорядочили деятельность государственных органов. Объяснить такую позицию Президента Украины можно только одним — старанием узурпировать власть и единолично руководить всеми государственными институтами, в том числе парламентом, судами, правительством, как это было до недавнего времени», — отмечает В. Тихонов. — «Как председатель Комитета по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления считаю, что дальнейшее промедление с принятием законов, которые бы четко разграничили полномочия всех органов власти — путь к сохранению и усилению хаоса в их деятельности, а, следовательно, и в государстве».
Беспокойство большинства членов парламентского комитета вызывает, во-первых, самовольное определение Президентом Украины того, что соответствует или не соответствует Конституции. «Как понимать безапелляционное утверждение Президента Украины: «прежде всего, принятый закон системно поднимает Конституцию Украины»? На основании какого закона Президент Украины стал выполнять еще и функции Конституционного суда Украины, который, в соответствии со статьей 147 Конституции Украины, «является единым органом конституционной юрисдикции на Украине»? Это не что другое, как превышение Президентом своих полномочий. Суть «гаранта», по мнению Комитета, заключается в его конституционном праве и обязанности обращаться в Конституционный суд Украины в случае, если есть признаки нарушения конституционных норм, а не самовольно выносить вердикт о «конституционности», — говорится в заявлении.
По мнению Комитета, скорее признаки нарушения Конституции можно найти в действиях Президента Украины в связи с так называемым применением повторного вето к одному и тому же закону.
Грубая ложь допущена и в заявлениях Президента Украины от 18 января, а также в комментариях его пресс-службы от 20 января.
«Президент утверждает, что текст закона, который был одобрен 12 января и поступил ему на подпись, «отличается от предыдущей редакции Закона Украины «О Кабинете министров Украины», которая была принята парламентом 21 декабря 2006 года».
Президент также утверждает, что «сравнительная таблица, подготовленная к рассмотрению законопроекта во втором чтении, и стенограмма Верховной Рады, выводы экспертов» подтверждают его аргументы.
Виктор Тихонов заявил, что Комитет готов в судебном порядке доказать, что ни одного изменения в закон со времени его принятия во втором чтении 21 декабря 2006 года Верховной Радой не вносилось. По мнению членов Комитета, и на этот раз Президента Украины грубо дезинформировал его Секретариат. В этом, при желании, Президент Украины, как и все, кто желает, может легко убедиться, открыв таблицу поправок ко второму чтению от 19.12.2006 г. на парламентской веб-странице — в таблице на стр.90 легко можно найти и упоминавшуюся Президентом Украины поправку № 299. Эту же сравнительную таблицу можно взять у представителя Президента в парламенте господина Зварича, которую он получил в Комитете и делал по ней доклад от лица Президента Украины 21.12.2006 г. при рассмотрении законопроекта.
«Если и эти аргументы окажутся для Президента Украины неубедительными и он останется со своей «правдой», то обращаемся к Президенту Украины с простой просьбой — поручить своей пресс-службе, которая не хочет (или боится), разместить на официальном сайте Президента Украины сравнительную таблицу и стенограмму рассмотрения закона во втором чтении или хотя бы извлечение из нее, которое было официально направлено на имя главы Секретариата Президента Украины В. Балоги. Но мы убеждены в том, что такой доверенности не поступит, так как это не будет стыковаться с заявлениями Президента Украины», — говорится в заявлении Комитета.
«Президент Украины также утверждает, что «закон содержит изменения, которые не были предусмотрены предложениями Президента Украины от 11 января 2007 года».
И здесь, к сожалению, устами Президента Украины снова утверждается неправда. Комитет заявляет, что все присланные Президентом Украины предложения от 11 января были внесены в сравнительную таблицу и все без исключения были поставлены на голосование 12 января. Ни одно из предложений Президента Украины не набрало достаточного количества голосов, а некоторые из них набрали 0 (нуль) голосов.
Никаких иных, кроме как от Президента Украины, предложений не было и не голосовалось, что означает — никаких изменений в закон не могло вноситься и не вносилось. А этим полностью опровергается утверждение Президента Украины о том, что «закон содержит изменения, которые не предусмотрены предложениями Президента от 11 января 2007 года». Больше того, Верховная Рада Украины, преодолев 12 января вето, повторно отправила на подпись Президенту Украины текст закона без всяких изменений — именно тот экземпляр, который Президент Украины прислал в парламент 11 января 2007 года».
Грубой ложью названа в заявлении серия утверждений пресс-службы Президента от 20 января 2007 о том, что «так называемая «техническая ошибка», как это было заявлено Секретариатом Верховной Рады, на самом деле является самовольной заменой редакции статьи 24 Закона Украины «О Кабинете министров Украины», которая не голосовалась депутатами Верховной Рады Украины». Согласно ст. 116 Регламента Верховной Рады Украины, «Верховная Рада проводит голосование по каждому предложению, поправке, отклоненных главным комитетом, если на этом настаивает инициатор внесения — субъект права законодательной инициативы». Все поправки, на которых настаивали депутаты, 21 января 2006 года были поставлены председательствующим на пленарном заседании на голосование. В том числе и поправка № 299 народного депутата Украины В. Лукьянова, о которой так часто любят говорить авторы заявлений. В этом легко убедиться, открыв таблицу поправок ко второму чтению 19.12.2006 г. (стр. 90 таблицы, поправка № 299) на парламентской веб-странице.
Ранее учтенные Комитетом поправки, как это и предусмотрено статьей 116 Регламента, отдельно не выносились на голосование, то есть ссылка на Регламент голосования тут ни при чем, говорится в заявлении.
Таким образом, все изменения в законопроект во время его рассмотрения во втором чтении были внесены строго с требованиями и в соответствии с Регламентом Верховной Рады Украины. Как свидетельствуют стенограммы, ни у депутатов, в том числе и от пропрезидентской фракции, ни у представителя Президента Украины в Верховной Раде не возникло и не могло возникнуть никаких замечаний по процедуре рассмотрения и принятия закона во втором чтении. При рассмотрении Закона Украины «О Кабинете министров Украины» и при преодолении вето Президента Украины относительно него Верховная Рада Украины действовала в полном соответствии с конституционной процедурой. Конституцией Украины не предусматривается никаких правовых оснований для повторного применения президентом права на вето. В ст. 94 Конституции Украины указано: «если во время повторного рассмотрения закон будет снова принят Верховной Радой Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его подписать и официально сделать достоянием гласности на протяжении десяти дней».
«Хочется надеяться, — говорится в заключительной части заявления, — что Президент Украины сделает надлежащие выводы относительно тех лиц, которые его дезинформировали и поставили в неудобное положение перед народом. Комитет готов предоставить Президенту Украины всю необходимую информацию, которая касается рассмотрения Закона Украины «О Кабинете министров Украины».
«Политическим рейдерством», с которым, наряду с экономическим, необходимо бороться на государственном уровне, уже окрестили решение Мукачевского суда о запрете на подпись Закона «О Кабмине Украины» председателем Верховной Рады. Именно туда обратился один из членов фракции «Наша Украина» с соответствующим требованием. «Принимая такое решение, суд действовал по рейдерской схеме. Именно в рейдерстве, которое сегодня является проблемой для Украины, так действуют — удаленный районный суд принимает решение в пользу заинтересованных людей. Как правило, такой суд не является компетентным в деле, которое рассматривает. Почему закарпатский суд практически за один день решает дело государственного значения — неизвестно. Никаких иных мыслей, кроме коррупции, заинтересованности и потакания отдельным участкам судебной ветки власти, не возникает», — заявил Орест Муц, народный депутат Украины, комментируя решение Мукачевского суда тернопольской телекомпании.
В данном материале представлены аргументы только одной стороны — парламентско-правительственной коалиции. Они выбраны по принципу восстановления равновесия, так как, к сожалению, в последнее время в СМИ отсутствует равномерное освещение позиций руководства государства и оппозиции по отношению к самым важным вопросам государственной жизни. Видимо, не скоро украинский потребитель продукции масс-медиа получит доступ к доброкачественному информационному продукту. О давлении, которое оказывается на нее в связи с предоставлением законопроекта, дающего право руководству государства и лидеру оппозиции право на бесплатное освещение в масс-медиа своих позиции, недавно заявила народный депутат Анна Герман. Угрозы в ее адрес и требование отозвать законопроект поступали не только от анонимов, но и от депутата Верховной Рады. А. Герман сообщила, что сделает с парламентской трибуны заявление о давлении на нее в феврале, когда начнется сессия Верховной Рады.