27 ноября легенде русского рока Борису Гребенщикову, известному также как БГ, Борис Борисыч или просто «Гребень», исполнилось 60 лет.

Музыкальные критики четко определили его место в истории музыки. «Легендарная питерская тройка – «Аквариум», «Зоопарк» и «Кино» – положила начало всей магнитофонной культуре на территории Советского Союза, а также всему отечественному текстовому року. До этого была только «Машина времени», а она, как известно, слишком нравоучительна и дидактична. А такой живой и непричесаный текстовой рок начался именно с Гребенщикова и его соратников», – сказал в одном из интервью российский продюсер и музыкальный критик Сергей Гурьев.

Как пишут «Комментарии», на музыкальный путь БГ ступил спустя два года после окончания ленинградской физико-математической школы, во время учебы на прикладного математика в Ленинградском госуниверситете им. Жданова, – в 1972 году. Именно тогда была основана группа «Аквариум». По распространённой версии, такое название предложил один из участников группы, увидев на Будапештской улице Ленинграда пивной бар под таким же названием. Сам Борис Гребенщиков в разные годы по-разному отвечал на вопрос о названии колектива. Одна из версий: «Никто название не придумал. Когда мы совсем устали, случилось так, что мы ехали где-то в Купчине. Проехали такую двухэтажную «стекляшку». Она называлась «Аквариум». И кто-то сказал, что вот – «Аквариум». И мы решили, что – да».

Первые магнитоальбомы «Аквариума» относятся к 1973 году. В январе-феврале Гребенщиковым и его другом Анатолием Гуницким (он же Джордж) было записано «Искушение Святого Аквариума». Альбом был создан при помощи домашней звукозаписывающей техники, и качество звука, естественно, оставляло желать лучшего. «Искушение святого Аквариума» долгое время считалось утерянным, но в 1997 году запись была обнаружена и выпущена в 2001 году в составе сборника «Доисторический Аквариум».

Спустя несколько лет коллектив гастролировал по России (в основном подпольно) и за ее пределами. В 1980-м БГ после участия в Тбилисском рок-фестивале был исключен из комсомола, а группа «Аквариум» стала официально запрещенной.

После официального запрета властей, группа становится членом Ленинградского «Рок-клуба» (основанного в 1981 году) и принимает участие в его первых пяти фестивалях.

С начала 80-х и до начала 90-х годов проходит эпоха экспериментов «Аквариума», которую критики окрестили «золотой век БГ» за неимоверную музыкальную и философскую смесь, создаваемую группой.

Так, в январе 1981 года выходит первая студийная работа коллектива, «Синий альбом», который фактически стал первым полноценным подпольным рок-альбомом СССР (песни были записаны в студии, присутствовали концепция и оригинальное оформление). Во время записи у группы ещё продолжался период увлечения регги, что прямым образом отразилось и на творчестве.

Следом за «Синим альбомом» летом 1981 года появился «Треугольник», который стал своего рода возвращением «Аквариума» к традиционному року. Тексты песен на альбоме относятся в основном к поезии абсурдизма.

Затем альбомы посыпались один за одним. «Аквариум» абсолютно все увековечивал в записи – будь то студия, акустика или песни с друзьями. Так, в период с 1980 по 1990 годы БГ выпустил аж 15 альбомов. Одновременно с пиком творчества «Гребень» продюсирует первый альбом группы «Кино» – «45». А впоследствии дружит и сотрудничает со многими адептами русского рока того времени – группами «Алиса», «Зоопарк», «АукцЫон», «Чиж» и другими.

В 1985 году БГ снимает первый клип в истории группы на песню «Пепел», а затем, в 1988-м, монтирует на свой лад уже готовый видеоролик к песне «Этот поезд в огне» и оперативно отправляет его в Москву, где тем же вечером он выхолдит в программе «Взгляд».

3 июня 1988 года группа сыграла свой первый концерт за границей — в канадском Монреале. Затем коллектив отправляется с гастролями в Америку. А в 1989 году «Аквариум» записывает первый англоязычный альбом Radio Silence с участием Дэйва Стюарта из Eurythmic.



В 1990-м «Аквариум» распался, чтобы в 1993 году возродится вновь. Два года между этими перерождениями Гребенщиков возглавлял «БГ-Бенд» (группа начала играть с 1991 года). За столь непродолжительное время новая группа выпустила три альбома и дала 171 концерт в России и в Украине. В своем «Русском альбоме» того времени БГ представлял своим слушателям абсолютно новый материал: теперь лирика, мелодии и исполнение основывались на русских песенных традициях, и от этой стилистики не отходит ни одна из композиций альбома. В текстах используются православные образы – таковы песни «Никита Рязанский» и «Кони беспредела», а вступительный инструментал называется «Архистратиг» (то есть, архангел Михаил).

Пожалуй, этот альбом стал единственным альбомом в истории русской музики, имеющим какое-либо непосредственное отношение к тому, что именуется dark-folk или folk noir

Новый «Аквариум» был собран в сентябре 1992 года. По мнению большинства музыкальных критиков, этобыл уже не коллектив эпохи 80-х. Многие говорили, что «новый» Гребенщиков продолжает писать хорошие песни, но это максимум, чего от него можно ждать. Критики также называли его «живой мимикрией», имея ввиду манеру подражать – впрочем, добавляя много своего – Бобу Дилану, T.Rex, Grateful Dead и другим западным группам и музыкантам.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что все соглашались: «Аквариум 2» хоть и не столь новаторский, не сильно революционный, как предыдущий, однако новая музыка и тексты качественны и интересны. Тем более, что именно в этот период жизни и творчества Гребенщиков начинает очень плотно интересоваться разными религиями, в основном – дзен- и тибетским буддизмом. Его увлечение напрямую отражается на творчестве коллектива: тексты становятся более философскими, а музыка – «божественной».

Впрочем, не брезговал музыкант и экспериментами. Пожалуй, самым смелым можно назвать симбиоз БГ и ди-джеев Deadушки, в котором старые песни музыканта обрели новое электронное звучание.



В новое тысячелетие Борис Борисыч пришел с новым «Аквариумом», уже третьим по счету. Первым студийным альбомом новой группы стал диск «Ψ» («Пси») — двадцатый альбом группы за всю её историю. По утверждению Гребенщикова, «в альбоме нет никакой концепции», он просто стал отражением состояния группы на тот момент. На диске есть и позитивные («Маша и медведь», «Пока несут сакэ», «Сын плотника»), и весьма мрачные композиции («Луна, успокой меня», «Имя моей тоски»). Кроме того, впервые за много лет появилась регги-композиция («Стоп машина»).

За тринадцать лет существования «Аквариума 3» был записан 21 диск. Музыканты от альбома к альбому продолжают экспериментировать с музыкой, выдавая звучание от джаза и рок-н-ролла до симфонического.

18 марта 2013 года Гребенщиков заявил о прекращении существования группы в прежнем формате. В то же время директор группы Максим Ланде пояснил, что речь идёт не о роспуске «Аквариума», а о прекращении группой общения с прессой.

Резюмируя феномен группы, Борис Гребенщиков говорит: «Аквариум – это сияющий зверь. Крылатый сияющий зверь. Он приносит вам лекарство. Он приносит то, чего вам не хватало, а вы сами этого не знали».