С первого января квартирная плата харьковчан поступает на счет коммунального предприятия «Жилкомсервис». Сейчас руководство предприятия утверждает, что у него порядка 400 тысяч клиентов.

В декабре в спецвыпуске газеты «Слобода» тиражом полмиллиона экземпляров городские власти опубликовали договор, по которому харьковчане, живущие в домах местных советов, становятся, а точнее уже стали клиентами «Жилкомсервиса». Как говорит директор этого коммунального предприятия Александр Яковлев, те, кто не желал состоять в договорных отношениях с «Жилкомсервисом», должны были уведомить КП в письменном виде до конца декабря. За предоставленное властями на раздумья время от услуг этого предприятия отказались всего 100 человек. Все остальные могут считать себя клиентами «Жилкомсервиса». Такая форма заключения договоров с потребителями услуг является для харьковчан новой. Однако сам Яковлев не видит в ней ничего необычного. Все в рамках действующего законодательства, говорит он. Но если вдруг кто-то только сейчас опомнился и решил, что не хочет получать от КП никаких услуг, то время уже ушло. «Законодатель не предусматривает такого понятия, как успел прибежать или не успел прибежать, — говорит Александр Яковлев. — Законодатель предусматривает, что в случае, когда мы делаем предложение заключить договор, то любой человек, кому делается предложение, должен иметь достаточно времени, чтобы определиться со своим решением и его в определенном виде воплотить, например, в письменном заявлении. Мы исходили из того, что 30 дней — достаточный срок для того, чтобы человек написал письмо и сделал заявление. Поэтому если мы такие заявления получили, они все учтены и мы будем индивидуально работать с заявителями. Если мы такого заявления не получили, то в законе трактуется однозначно, что договор может считаться заключенным». Всем харьковчанам, которые отказались от услуг «Жилкомсервиса», по словам Александра Яковлева, направлены ответы, в которых заявителям «разъяснили ошибочность их доводов при нежелании заключить договор. Все равно все обязаны платить квартирную плату».
Итак, договор может считаться заключенным. По крайней мере, одной стороной. Многие харьковчане этой мыслью пока не прониклись и еще не поняли, что проснулись первого января 2007 года клиентами нового КП, которое, как говорят городские власти, является «службой единого заказчика». В этой ситуации непонятно одно: почему у меня как потребителя жилищных услуг не было выбора: быть клиентом «Жилкомсервиса» или не быть? И почему заказчиком от имени людей должна выступать какая-то непонятная структура, а не тот, кто платит за услугу, то есть простой житель? Конечно, заключить договор по умолчанию легче, чем объяснить каждому хозяину квартиры индивидуально, чем же так хорош «Жилкомсервис», и получить подпись конкретного потребителя под конкретной бумажкой. Видимо, городские власти решили пойти простым путем. Потому что убедить нашего человека в том, что в сфере ЖКХ главное заплатить, а потом все будет прекрасно, просто невозможно.
За воду, канализацию и тепло харьковчане продолжают платить напрямую предприятиям, от которых получают эту услугу. А за все ремонтные работы, связанные, например, с трубами (горячей, холодной воды, канализационными) и внутридомовыми системами платить нужно будет на счет «Жилкомсервиса». Дальше КП «в соответствии с заключенными договорами за выполненную работу» переведет деньги на счета КПЖРЭПов и предприятий, обеспечивающих харьковчан теплом, водой, услугами водоотведения. Для оплаты услуг «Жилкомсервиса» каждый житель города будет получать единую квитанцию с информацией о начисленной квартплате. Сам «Жилкомсервис» никаких услуг горожанам не предоставляет, подчеркивают в горисполкоме, это предприятие выполняет функции управляющей организации: контролирует качество работ и поступление платежей за эти работы. Как сказано в пресс-релизе этого предприятия, «оно заказывает жилищно-коммунальные услуги для своих потребителей и, соответственно, оплачивает их. В случае необходимости перерасчет квартирной платы для харьковчан будет проводиться подразделениями КП «Жилкомсервис». Одной из задач коммунального предприятия также является привлечение на рынок ЖКХ организаций, которые будут конкурировать за право обслуживать нас с вами. Это могут быть и привычные ЖЭКи, и частные фирмы.
На любимый вопрос журналистов: как вы будете бороться с неплательщиками? — Александр Яковлев ответил: «Почему-то всех первым делом интересует вопрос, если человек не заплатил квартирную плату, то «Жилкомсервис» как минимум должен выселить его из занимаемой квартиры. Это, по-моему, очень глупый подход к решению вопроса, потому что об этом никто никогда не говорил. Мы говорили о том, что если есть люди, которые не платят, то есть и определенные причины для этого. Если эти причины носят объективный характер, всегда можно их рассмотреть и найти взаимно приемлемый выход. Если эта причина другая, человек говорит, что я никогда не платил и платить не собираюсь, хотя имеет для этого все возможности, тогда единственный цивилизованный способ беседы с таким неплательщиком — это исковое заявление в суд. Вот это мы и будем делать».
Справка

Структура КП будет выглядеть следующим образом: 9 районных филиалов, оборудованных по единому стандарту. Позже, возможно, будут созданы более мелкие подразделения «Жилкомсервиса». Предполагается, что в КП «Жилкомсервис» будут работать 600 человек. Сейчас оно укомплектовано процентов на 10.