Этот вопрос уже несколько дней будоражит умы украинцев.

Политологи считают, что решиться на такие кардинальные меры непросто. Кроме того, последствия могут быть непредсказуемыми.

– В Украине нет опыта введения чрезвычайного положения. В Советском Союзе единственный такой случай – ГКЧП в августе 1991 года, который закончился развалом государства, – говорит политолог Владимир Никитин. – У нас региональные и центральные политические элиты ведут между собой внутреннюю борьбу. И внешние факторы – евроинтеграция или Таможенный союз, — инструменты этой войны. Это тяжелый диагноз для системы государственной власти и времени, и на лечение этой болезни осталось крайне мало времени. Что касается военного положения — эффективность его сомнительная, поскольку невозможно спрогнозировать ни последствия, ни ресурсы, необходимые для таких кардинальных мер. В ситуации глубочайшего кризиса, в котором сейчас находится Украина, главное – сохранить систему государственного управления. И неважно, какие политические силы и кто персонально займет те или иные позиции. Вопрос стоит намного шире и глубже, чем просто смена власти. Сегодня экономика в кризисе и из-за отсутствия в госказне денег бюджетная сфера держится в основном на тонком ручном регулировании финансовых потоков. Если хоть на секунду госрегулирование этих процессов остановится, последствия могут быть очень тяжелыми, а смена власти может усугубить ситуацию.

Политолог Игорь Гридасов отмечает, что ввести чрезвычайное положение в стране, придерживаясь буквы закона, довольно сложно.

– Для таких радикальных мер нужно совместное решение президента и Верховной Рады. И без поддержки парламентского большинства сделать это невозможно, – считает Игорь Гридасов. – По закону ввести чрезвычайное положение в стране можно, только если есть реальная угроза безопасности граждан или конституционному строю и устранить ее другими способами никак нельзя. Прежде всего закон подразумевает поиск альтернативных вариантов решения проблемы — переговоры, договоренности. Отставка Кабмина, которой требует оппозиция, возможна законным путем, если найдется достаточное количество народных депутатов, которые поддержат эту инициативу. За вотум недоверия правительству должно проголосовать парламентское большинство, после чего Кабмин автоматически уходит в отставку. Вопрос, где взять это большинство. Все три оппозиционные фракции плюс все внефракционные депутаты набирают в сумме 203 голоса, а нужно 226. Получается, что поддержать отставку Кабмина должны либо регионалы, либо коммунисты.

Граждане имеют право мирно собираться и высказывать собственное мнение – это записано в Конституции Украины, напоминает руководитель общественной приемной Харьковской правозащитной группы Людмила Клочко.

– Поэтому люди собрались на Евромайдане вполне правомерно, - считает она. - Разгон мирных демонстрантов в ночь с 29 на 30 ноября с применением силы был совершенно неадекватным – применение силы было чрезмерным. Я считаю, что это было серьезным нарушением и прав человека, и наших законов.

А вот что касается штурма администрации президента – это была явная провокация отдельных лиц. Организаторы предупреждали штурмующих, просили их прекратить эти действия и идти высказывать свое мнение на Майдан, а не провоцировать милицию. Кем эта акция была инициирована – должны разбираться правоохранительные органы.

Но массовые беспорядки – это когда ситуация действительно выходит из-под контроля, и этого пока, слава Богу, не произошло ни в Киеве, ни в других городах. Конечно, сдерживать толпу в рамках мирного собрания очень сложно, – удержать ситуацию могут только грамотные, спокойные и взвешенные, без истерии, действия властей и правоохранительных органов.