ЗАО «Чугуевский завод топливной аппаратуры» начало беспрецедентную кампанию по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

На въездах в Чугуев недавно появились огромные бигборды со зловещими надписями красными буквами на черном фоне: «Подделки. Их время на исходе!» Чугуевцы не задаются вопросом, о каких именно подделках идет речь — почти каждому в городе это известно.
Что подделывают
35 лет назад был основан Чугуевский завод топливной аппаратуры. В советские времена гигант отечественного машиностроения был для Чугуева, как принято говорить, градообразующим предприятием. На предприятии трудились порядка трех тысяч человек, а его продукция — топливные насосы высокого давления, форсунки, распылители, плунжерные пары, секции высокого давления, насосы ручной подкачки — была известна на территории бывшего СССР всем, кто эксплуатировал технику с дизельными двигателями — трактора, комбайны, грузовики, автобусы. СССР не стало, а техника осталась. Осталась и потребность в деталях для ее ремонта и обслуживания. Удовлетворить растущий спрос на эти детали поспешили промышленные «пираты», покусившиеся на бренд «ЧЗТА» как один из наиболее раскрученных.
Как говорится, свято место пусто не бывает. После того, как Чугуевский завод фактически остановился, квалифицированные рабочие — слесаря, токари, фрезеровщики разошлись по «гаражам» и занялись тем, чем и раньше на заводе — производством топливной аппаратуры. В годы украинской независимости это кустарное производство стало в Чугуеве местным «народным промыслом», а торговля этой аппаратурой — весьма прибыльным бизнесом.
Кто подделывает
В Чугуеве их называют «железячниками» или «гаражниками» — по месту расположения подпольных цехов. Так называют как владельцев этих цехов, так и наемных рабочих. Традиция не отделять одних от других осталась в наследство от 1990 годов, когда почти кто угодно мог открыть собственный гараж. Многие открывали и работали сами на себя, занимаясь закупкой сырья, производством и сбытом готовой продукции одновременно. Потом времена изменились. Способ производства стремительно эволюционировал точно по школьному учебнику истории. Мастера объединялись в цеха, крупные «цеховики» давили мелких и делили теневой рынок по только им известным схемам и долям. Все эти процессы происходили, разумеется, не без участия власть имущих. Долгое время «железячный» бизнес слухи связывали с именами некоторых представителей руководства самого завода — начальников цехов и других структурных подразделений. После того как предприятие сменило собственника и старое руководство ушло, в этом бизнесе произошел передел сфер влияния. Сегодня, как поговаривают злые чугуевские языки, среди «железячных» воротил есть депутаты различных уровней, бизнесмены. Впрочем, особо говорить на эту тему чугуевцы не любят. Теневиков в городе не то чтобы любят и уважают, но не осуждают. Мол, «нормальные чуваки» — сами живут, по местным понятиям, хорошо и людям жить дают, обеспечивая такой дефицитной в городе работой. А то, что эти «чуваки» не дают жить заводу, никого, похоже, не волнует кроме самого завода.
По оперативной информации, имеющейся сегодня на «ЧЗТА», в Чугуеве и окрестностях действует около полусотни подпольных цехов, а объемы выпуска ими продукции превышают аналогичные объемы завода! Это не считая фирм, занимающихся продажей продукции неизвестного происхождения под маркой «ЧЗТА». Такие фирмы попадают в заводской «черный список». Все это — недобросовестные конкуренты, в результате деятельности которых «ЧЗТА» ежегодно несет миллионные убытки. А бюджет недополучает огромные средства в виде налоговых поступлений.
Как подделывают
Самостоятельно «железячники» ничего не производят, а только лишь занимаются реставрацией износившихся деталей. «Бутер» — так на профессиональном сленге называется аппаратура легальных производителей, отработавшая свое и непригодная к дальнейшему использованию. Раньше эти детали выбрасывались за ненадобностью, теперь — скупаются оптом и используются в качестве сырья. Закупка «бутера» производится посредниками в машинно-тракторных парках бывших колхозов, у фермеров и автопредприятий с последующей перепродажей цеховикам — еще одна прибыльная отрасль «железячного» бизнеса.
В гаражах и подвалах металлолом отмывается специальными реактивами от ржавчины, нагара и грязи и проходит ряд несложных технологических манипуляций. Раковины на поверхности металла шлифуются, сама поверхность — полируется, затем «методом научного тыка» детали подгоняются между собой по размеру и собираются в готовое изделие. Все, «продукт» готов! Осталось только нанести фирменную маркировку «ЧТА», упаковать и хоть на витрину заводского магазина выставляй — на глаз отличить подделку от оригинала порой просто невозможно.
Интересно, что рабочие подпольных цехов топливной аппаратуры зачастую не имеют даже рабочей специальности, не говоря уже о квалификации. В этом нет необходимости — делать «конфетки из известного продукта» в считанные дни может научиться любой мужик, у которого откуда нужно руки растут. Благо, в Чугуеве таких мужиков хватает, как и «учителей» из числа бывших рабочих завода. И в цехах представлены практически все возрастные и социальные категории местного населения — от школьников до пенсионеров. При этом детали они иногда обрабатывают чуть ли не в буквальном смысле упомянутыми голыми руками. Ибо специальное оборудование и инструменты имеются не у всех. Раньше их просто воровали на заводе, сейчас покупают. Кто-то берет новое, кто-то — б/у, а у некоторых «народных умельцев» специального оборудования и вовсе нет — штампуют подделки дедовскими методами и инструментами.
Оценить эти методы по достоинству могут потребители, гоняющиеся за дешевизной. Повышение расхода топлива, ухудшение работы двигателя и сокращение его ресурса — вот лишь некоторые результаты применения «самопальной» топливной аппаратуры. Например, по результатам исследований конструкторского бюро «ЧЗТА», поддельный распылитель, установленный на трактор Т-150 с двигателем СМД, дает перерасход топлива на 10-15%. Дальше — чистая арифметика. При цене дизтоплива 4 гривны за литр прямые потери за 8 часов работы трактора составят минимум 128 гривен. А во время посевной или уборочной кампании трактора на полях работают почти круглосуточно и без выходных. Но даже при 8-часовой работе за месяц полевых работ набегает по 3 840 гривен чистого убытка от каждого трактора! На деле же цифры убытка гораздо больше, если учесть дополнительные убытки от простоя техники. А простои неизбежны, ибо рабочий ресурс подделок — ничтожен. Если технологически новый продукт работает не менее 30000 часов, то подделка — не более 1300 часов.
Учитывая количественное соотношение подделок и оригинальных запчастей на рынке топливной аппаратуры, как-то не верится в скорое снижение себестоимости продукции сельхозпроизводства, к которому так стремятся аграрии. В общем, пока аграрии вместо качественной аппаратуры будут покупать отмытый «бутер» — дешевого хлеба нам не видать. Похоже, наша власть, устойчивость положения которой напрямую зависит от упомянутых цен на хлеб, наконец-то это поняла. И объединилась с производителями топливной аппаратуры в «антиподдельную» коалицию.
Как борются с подделками
Инициаторами такого объединения выступили владельцы ЗАО «Чугуевский завод топливной аппаратуры». Датой объявления войны подделкам стало 13 декабря минувшего года, когда в Чугуеве в рамках работы областного совета по борьбе с преступностью и коррупцией состоялось выездное совещание, посвященное «вопросу противодействия изготовлению и реализации контрафактных изделий топливной аппаратуры неспециализированными цехами в городе Чугуеве и Чугуевском районе». Кроме чиновников облгосадминистрации, в работе этого совещания приняли участие правоохранители, налоговики и таможенники, а также экологи и метрологи. Все они выразили готовность помочь заводу «разобраться» с незаконными конкурентами. Ибо те «достали» уже не только Чугуевский, но и Ярославский и Ногинский заводы топливной аппаратуры, подделывая и их продукцию. А это уже пахнет обострением отношений с Россией, в которой деятельность чугуевских «железячников» вызывает все большее беспокойство.
Отсовещавшись, «антиподдельщики» ринулись в бой — беспощадный, но честный, с открытым забралом. О том, что «идут на вы», объявили упомянутыми выше бигбордами на въездах в Чугуев. Активная фаза боевых действий началась после окончания череды новогодних и рождественских праздников — массированным наступлением на всех участках фронта.
Первую победу одержала налоговая милиция. Сразу три подпольных цеха, незаконно изготавливавших топливную аппаратуру, удалось раскрыть налоговикам в Чугуеве. Цеха, один из которых находился в здании учебного заведения, два других — в производственных помещениях, делали под маркой «ЧЗТА» распылители и запчасти для топливных насосов к дизельным двигателям. Разумеется, без лицензии, сертификации и уплаты налогов. В ходе проведения проверок из цехов было изъято оборудование, заготовки и готовая продукция на миллион гривен.
Пока в Чугуеве налоговики боролись с цеховиками, на российской границе расставляли свои сети таможенники. Улов не заставил себя ждать. Один за другим попались несколько контрабандистов. Так, наиболее крупную партию поддельных запчастей вез рейсовый автобус сообщением Харьков — Ростов, водителем которого оказался житель Чугуева. В пункте пропуска «Должанский» водитель обратил на себя внимание пограничников тем, что очень уж нервничал во время паспортного контроля. «Икарус» решили отправить на углубленный осмотр, во время которого и обнаружили контрабанду — запчасти на сумму почти 25 тысяч гривен, спрятанные в тайнике под топливным баком. Тайник нашли быстро, благо он был уже не первый такой со дня начала борьбы с подделками. Как и в предыдущих случаях, пограничники контрабанду изъяли и передали таможенникам.
В лагере чугуевских «гаражников» паника. Почти все цеха прикрылись, работяги ходят злые и на чем свет стоит костерят «ментов», лишивших их заработка. Хозяева, «упав на дно», подсчитывают убытки. Те и другие уверены, что репрессии контролирующих служб скоро закончатся, нужно только переждать. На заводе же утверждают, что «война» продлится до победного конца — пока не будет разгромлен последний цех подделок.
Впрочем, не стоит считать, что «антиподдельщики» намерены действовать исключительно силовыми методами. Лишая чугуевцев работы и прибылей, пускай и теневых, завод предлагает им альтернативу — легальное сотрудничество. Как заявил директор Чугуевского завода топливной аппаратуры Василий Чепелюк, завод к такому сотрудничеству уже готов. По его словам, предприниматели могут на законных основаниях получить заказ на изготовление комплектующих к топливным насосам. Но не более того, ибо продукцию более сложного уровня можно качественно производить только в условиях современного завода — считает директор.
Легальную работу взамен нелегальной подпольной завод может предложить и гаражным умельцам. В связи с увеличением объемов производства и освоением новой продукции на заводе уже не хватает кадров. А в дальнейшем спрос на рабочие специальности будет только повышаться. Как и заработная плата. Сегодня на заводе рабочие получают от 1000 гривен и выше. По чугуевским меркам — очень даже неплохо. А повышение прибыльности предприятия в случае ликвидации подпольной конкуренции неизбежно обернется и ростом зарплаты, утверждают на заводе.
А пока «боевые действия» в разгаре. Думается, мы еще не раз услышим «сводки с фронта» — новости в СМИ о выявленных подпольных цехах, пойманных с поличным контрабандистах и торговцах подделками.