Харьковчанин, которого на пешеходном переходе сбил автомобиль, три месяца боролся за то, чтобы виновного привлекли к ответственности.

Разбирательство по этому ДТП проходило все лето, а в итоге суд вынес решение... не привлекать нарушителя к административной ответственности.

Водитель «Жигулей» скрылся с места преступления


3 июня около семи часов вечера 32-летний Роман Одукалец возвращался домой на улицу Метростроителей (Северная Салтовка). Вышел из маршрутки и стал переходить улицу на пешеходном переходе (переход не оборудован светофором), но не успел сделать и несколько шагов, как был сбит красными «Жигулями».

– Удар пришелся по ноге, но по касательной, иначе я бы оказался на капоте «ВАЗа», – вспоминает Роман. – В ноге сильная боль, подняться не могу, а красной машины и след простыл.

По словам потерпевшего, ДТП произошло на глазах у десятка людей: рядом рынок и остановка маршруток. К сбитому автомобилем мужчине сразу подбежали очевидцы: девушка вызвала скорую, а водители автобусов продиктовали номер «сбежавшего» ВАЗ 2101. Скорая до прибытия работников ГАИ увезла пострадавшего в неотложку. Врачи диагностировали растяжение связок и ушиб голеностопа, но обошлось без переломов, хотя до сих пор травмированная нога болит «на погоду».

Несмотря на не тяжелую травму, Роман все же решил добиться наказания для оставившего его на дороге водителя. В больнице правоохранители зарегистрировали факт ДТП и приняли заявление пострадавшего. Разбираться по факту ДТП, по словам Романа, стал участковый.

Возмущенный харьковчанин снова обратился в райотдел. И снова рассмотрением заявления занялся участковый.

– В третьем заявлении в райотдел я попросил дать мне ответ, почему моим делом занимается участковый, случай с ДТП до сих пор не внесен в Единый реестр досудебных расследований, а мне не предоставили направление на медосвидетельствование, – делится пострадавший.

Копию заявления он отправил в городскую прокуратуру.

– Через два дня меня уведомили, что заявление внесено в ЕРДР, а меня вызвал и опросил как потерпевшего следователь РОВД. Также дали направление на медэкспертизу, – уточняет Роман. – И это спустя полтора месяца после происшедшего!

Кто проводит расследование?


В отделе ГАИ Харьковского горуправления ГУМВДУ в Харьковской области «Вечернему Харькову» сообщили, что действительно гражданин Одукалец обратился в медучреждение как пострадавший в результате ДТП. Правда, по их данным, происшествие было зарегистрировано Киевским РО ХГУ ГУМВДУ в Харьковской области в тот же день – 3 июня 2013 года.

«Материалы проверки ДТП для принятия решения согласно законодательству были направлены в Киевский РО ХГУ ГУМВД Украины в Харьковской области 6 июня 2013 года под № 2220, поскольку в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 38 УПК Украины органами досудебного расследования являются следственные подразделения органов внутренних дел, органов безопасности, органов, которые проводят контроль за соблюдением налогового законодательства, органов государственного бюро расследования», – говорится в письменном ответе ОГАИ ХГУ ГУМВДУ в Харьковской области.

20 августа следователь Киевского райотдела закрыл уголовное производство по этому ДТП, так как потерпевший получил легкие травмы, и передал копии материалов дела в ГАИ Киевского РО ГУМВДУ в Харьковской области для привлечения водителя к административной ответственности.

Нельзя пускать все на самотек


Но на этом странная цепочка событий с делом Романа не закончилась. Судья Киевского райсуда рассмотрел его дело и 12 сентября вынес решение... закрыть административное разбирательство «в связи с окончанием сроков, предусмотренных ст. 38 КУоАП» («Сроки наложения административного взыскания»). Таким образом человек, сбивший пешехода и скрывшийся с места преступления, не понес никакой ответственности! Юристы отмечают, что в деле Романа было допущено множество нарушений.

– Роман пострадал из-за бездействия органов досудебного следствия, – констатирует консультант юридической клиники Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого Роман Глебов.

Кроме того, суд просчитался со сроками наложения административного взыскания. Так, ч. 4 ст. 38 КупАП, на которую ссылаются представители Фемиды, предусматривает, что в случае закрытия криминального разбирательства, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения о закрытии уголовного производства.

– Постановление о закрытии уголовного производства было принято 20 августа, то есть к административному взысканию нарушителя можно было привлечь до 20 сентября, – подсчитывает Роман Глебов. – А суд выдал постановление раньше — 12 сентября.
Роман Одукалец не успел подать апелляционную жалобу на решение суда в течение положенных десяти дней после объявления решения, но юрист считает, что он может отстаивать свои права в рамках гражданского судопроизводства. По словам Романа Глебова, он может подать иск о возмещении материального и морального ущерба и наказать нарушителя рублем. Кроме того, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию, с которой заключал договор водитель-нарушитель, для получения страховой выплаты. В случае положительного ответа ему обязаны обеспечить выплату в размере до 50 000 грн. за имущественный ущерб и до 10 000 грн. –  за ущерб, причиненный пострадавшему. Надо лишь собрать все документы, включая медицинские выписки и чеки, подтверждающие покупку лекарств. Хотя и в этом случае решение судьи оборачивается против пострадавшего.

– Такое решение суда абсолютно неквалифицированное, – считает аварийный комиссар Вячеслав Манукян. – В тексте решения не указывается содержание правонарушения. Текст должен заканчиваться словами: «Виновность водителя транспортного средства, который совершил наезд, доказана». Подтверждение этому есть в милицейских документах, но отсутствует в тексте решения суда. При составлении гражданского иска из-за отсутствия этой фразы у адвоката в суде могут не принять документы.

Чтобы не оказаться в похожей ситуации, специалисты советуют не пускать все на самотек.

– Первая рекомендация, – всегда повышать свою юридическую грамотность, – дает совет Вячеслав Манукян. – К сожалению, нашу действительность характеризует избитая фраза: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Поэтому даже если человек после ДТП попал в больницу, все равно не следует пускать все на самотек. Следует подключать родственников, обращаться к юристам и контролировать расследование на всех этапах. Законы ведь у нас есть и они действенны, главное, чтобы их выполняли.

Самые опасные перекрестки и улицы
За последние три года аварии чаще всего происходили на перекрестках:
улиц Героев Труда и Академика Барабашова — 21 ДТП, в которых пострадал 41 человек;
 проспекта 50-летия СССР и Салтовского шоссе — 19 аварий, в которых 28 человек пострадало и один погиб. — Последнее страшное ДТП здесь произошло 13 июля: при столкновении двух иномарок одна из машин вылетела на обочину и сбила троих женщин. Одна погибла на месте, вторая скончалась в больнице, третья получила серьезные травмы.
Также, по данным ГАИ, по количеству ДТП лидируют перекрестки: пр. 50-летия СССР и ул. Ивана Камышева, ул. Полтавский Шлях и ул. Елизарова, ул. Полтавский Шлях и путепровод им. М. Караева, пр. Героев Сталинграда и пр. Гагарина, пр. Героев Сталинграда и 50 лет СССР.
Наиболее аварийные в Харькове улицы:
Московский проспект (137 ДТП, 4 чел. погибло, 183 пострадало);
пр. Гагарина (102 ДТП, 5 чел. погибло, 140 пострадало);
ул. Гвардейцев-широнинцев (52 ДТП, 3 человека погибло, 74 пострадало);
пр. Ленина (72 ДТП, один погибший и 101 пострадавший);
ул. Полтавский шлях (70 ДТП, один погибший, 92 пострадавших).

Сбивший человека водитель должен заплатить мизерный штраф


По данным ГАИ, водителю, сбившему пешехода и скрывшемуся с места ДТП, в соответствии со ст. 122–124 Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» грозит штраф от 15 до 18 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (255–306 грн.) или общественные работы сроком от 30 до 40 часов, или административный арест на срок от 10 до 15 суток. 

По делу Романа Одукальца следствие выявило два нарушения Правил дорожного движения, которые совершил сбивший его водитель: п.18.1. (Проезд пешеходных переходов и остановок транспортных средств) и п. 2.10 (Обязанности и права водителей механических транспортных средств). Согласно п 18.1., водитель транспортного средства, которое приближается к нерегулируемому пешеходному переходу, на котором находятся пешеходы, должен уменьшить скорость, а в случае необходимости остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам, для которых может быть создано препятствие или опасность.
П. 2.10 регламентирует обязанности водителя-участника ДТП, который должен:
а) немедленно остановить транспортное средство и оставаться на месте происшествия; включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки; не перемещать транспортное средство и предметы, которые имеют отношение к происшествию; принять возможные меры для предоставления первой медпомощи пострадавшим, вызвать карету скорой помощи, а если это невозможно – обратиться за помощью к присутствующим и отправить потерпевших в лечебное учреждение;
гг) в случае невозможности выполнить действия, перечисленные в подпункте «г», отвезти потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение в своем транспортном средстве, предварительно зафиксировав расположение следов происшествия, а также положение транспортного средства после его остановки; в лечебном учреждении сообщить свою фамилию и номерной знак транспортного средства (с предъявлением удостоверения водителя или другого документа, удостоверяющего личность, регистрационного документа на транспортное средство) и вернуться на место происшествия; сообщить о ДТП в орган или подразделение милиции, записать фамилии и адреса очевидцев, ждать прибытия работников милиции; принять все возможные меры для сохранности следов происшествия, ограждение их и организовать объезд места происшествия;
ее) до проведения медосмотра не употреблять без назначения медработника алкоголь, наркотики, а также врачебные препараты, изготовленные на их основе (кроме тех, которые входят в официально утвержденный состав аптечки).