О Евгении Гришковце — драматурге, режиссере и актере в одном лице — уже столько написано! Но этого мало. Его нужно видеть, слышать, понимать — ведь талант незаурядного российского артиста не перестает удивлять коллег, театральную элиту, рядовых зрителей. Моноспектакли Гришковца просты, интересны, познавательны, забавны, трогательны и... гениальны.

В Харьков Евгений Гришковец приехал со спектаклями «Как я съел собаку» и «Дредноуты». Несмотря на то, что билеты стоили достаточно дорого (от 60 до 200 гривен), свободных мест в зале ни в первый, ни во второй день не было. Но работники театра украинской драмы утверждают, что желающих узнать, как он съел собаку, было значительно больше. Возможно потому, что именно этот спектакль принес Гришковцу общероссийскую славу и премию «Золотая маска» в номинациях «Новация» и «Приз критики», а также премию «Малый триумф». В Германии спектакль был переведен на немецкий язык и звучал на местном радио три-четыре раза в месяц. Он же получил премии как лучшая пьеса, лучший перевод, лучшее исполнение на Венском фестивале. Актер уже несколько раз обещал не играть «Как я съел собаку», но обновлял текст и снова выходил на сцену рассказать о своем детстве, о том, как попал со студенческой скамьи на Тихоокеанский флот, и о том, как с сослуживцем-корейцем, вопреки собственному желанию, ему пришлось съесть щенка. Житейские истории, разыгранные Гришковцом, очень искренни и непосредственны; поэтому каждый зритель переживает их так, будто бы все это происходило с ним.
Но и «Дредноуты» ничуть не хуже, хоть автор и «морщится», позиционируя спектакль как не-удавшийся. Замечательная история о Ютландской битве, которая произошла в 1916 году в Балтийском море, интересна не только мужчинам, но и женщинам, тем более что спектакль посвящен прекрасной половине человечества. Автор попытался объяснить дамам, что за прок в изнурительных плаваниях без воды и пищи и зачем умирать в неравном бою, если для спасения достаточно приспустить флаг на мачте и сдаться неприятелю. Ответ Гришковца прост — «чтобы умереть достойно».
Дредноуты — это неприступные военные корабли, которые англичане в начале ХХ века ввели в обращение как страшное оружие. Благодаря неподражаемой манере рассказа Гришковца зрители имеют уникальную возможность почувствовать себя на месте моряка, который сладко пьет портвейн в портовом кабаке и твердо знает, что на следующий день морская пучина станет его могилой. Тем не менее он не страшится смерти, а боится лишь опоздать на свой корабль. На корабль он успевает — для того, через несколько часов уйти на дно вместе со всей командой и родным судном.
Оба вечера харьковская публика отбивала себе ладони. Смешной и пронзительно-трогательный Гришковец легко удерживает внимание зала на протяжении всего спектакля. Но уникальность Евгения Гришковца еще и в том, что на каждом представлении он как автор меняет текст своих пьес, а как актер на ходу подхватывает авторскую импровизацию. Таким образом, каждый раз зритель видит, по сути, новый спектакль.
Прощаясь, Евгений Гришковец обещал вернуться. Через полгода харьковчане смогут увидеть еще один его спектакль — «Планета».