В Харьковском государственном академическом драматическом театре имени Т.Г. Шевченко состоялась премьера «Безымянной звезды» по пьесе румынского драматурга Михаила Себастьяна.

Многие знакомы с сюжетом этой лирической истории – 35 лет назад на экраны вышел фильм Михаила Козакова «Безымянная звезда» с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской в главных ролях.

«Хочется достучаться до человеческих сердец»




– Эта пьеса – о красивом, о вечном, она живет во мне уже много лет, – делится режиссер-постановщик спектакля заслуженная артистка Украины Оксана Стеценко. – В юности мне хотелось сыграть Мону, с десяток лет назад в Киеве мне предлагали сыграть мадемуазель Куку. А когда появилась возможность режиссерской работы над пьесой, я поняла, что не имею права ею не воспользоваться. В «Безымянной звезде» очень много составляющих. Во-первых, это бенефисный спектакль для всех исполнителей, потому что из каждой роли можно сделать конфетку. Во-вторых, это лирическая комедия – подзабытый жанр.
«Безымянная звезда» – очень удачная и красивая пьеса Себастьяна, которая сейчас просто необходима. Хочется достучаться до человеческих сердец, когда люди cтали жестче, озлобленнее. Хочется красоты человеческих отношений, чтобы люди вспомнили: есть любовь – самое главное, что держит каждого из нас в жизни.

«Безымянная звезда» идет и у коллег-шевченковцев – в государственном академическом русском драматическом театре имени А.С. Пушкина, но Оксана Стеценко признается: у нее не было опасений, что работа не получится – каждый театр, каждый режиссер или актер чувствует материал по-своему.

– «Безымянная звезда» – это вся я: частичка меня есть в каждом персонаже, в судьбах Моны, Марина Мирою, мадемуазель Куку, – говорит Оксана Стеценко. – Михаил Себастьян написал пьесу очень грамотно: зрители найдут в судьбе каждого персонажа частичку своей жизни. Мне очень радостно, что наши актеры очень точно выявили то, что я хотела показать.

Молодые актеры запутались в любовном треугольнике




– Мона живет шикарной жизнью в роскошных номерах гостиниц. Вместе с бой-френдом Григом она нюхает кокаин, пьет дорогие вина. И вдруг попадает в космос, на другую планету: она никогда не видела, как прыгает лягушка, как растет трава, как утром поворачиваются к солнцу цветы. Я так и объясняла роль актрисе. Слава Богу, психика у Оксаны Черкашиной очень подвижная, – представляет актрису режиссер.

История Моны – это выбор современной женщины между платежеспособным мужчиной и мужчиной гораздо ниже по рангу и средствам, считает исполнительница роли Моны Оксана Черкашина и признается, что Мона далась ей без труда, хотя и не обошлось без психологических нюансов.

– Самым сложным было сделать тонкое и честное общение с Марином, – рассказывает Оксана. – В жизни мы с Женей просто друзья-коллеги, поэтому непросто было наладить другой контакт, чтобы отношения походили на историю любви.

Оксане Черкашиной все же удается ровно на два часа влюбиться в Марина. Это несложно, говорит актриса: Евгений Моргун – очень талантливый актер и симпатичный парень.

Прощаться с любовью оказалось несложно




– Марин – моя самая крупная, значительная и тяжелая роль, – говорит недавний выпускник Харьковского национального университета искусств имени Котляревского Евгений Моргун. – Главная сложность для меня – распределиться на весь спектакль. «Безымянная звезда» идет в малом зале, где зрители видят актеров со всех сторон. Я фактически постоянно нахожусь на сцене, и выключиться – нереально. Куда бы я ни повернулся, зритель видит меня, мои глаза.

Для зрителя очень печальна финальная сцена, когда Марин расстается со своей звездой. Но для самого актера прощаться с любовью оказалось несложно.

– Мы с ней уже полгода расстаемся на репетициях и никак не можем расстаться, – шутит Евгений. – Сложнее повторение: каждый раз находить для себя новые мотивы.

Лощеный Григ убивает наповал


Актер, которому досталась роль светского красавца Грига, очень похож на признанного секс-символа советского кино Олега Видова. Когда в на сцене появляется лощеный, элегантно-небрежный Дмитрий Петров, у женской части зрительного зала перехватывает дыхание.

– Я как раз и хотела, чтобы он убивал наповал своей холодной красотой, – уверяет режиссер-постановщик.

– Я не такой, как Григ, но мне было очень интересно играть эту роль, – делится Дмитрий Петров. – Думаю, что и он не такой уж холодный, но надевает маску, к которой его обязывает общество. На самом деле он тоже любит, но по-своему: если бы он не любил – не приехал бы забирать Мону.

Нужно решиться на последний шаг


Светская штучка Мона, случайно попавшая в провинцию и встретившая там любовь, все-таки возвращается на свою орбиту и вряд ли когда-нибудь вернется к облезлой ванной и наивной клумбе в палисаднике.

– Наверное, это естественно. Самые высокие идеалы, мечты и желания часто неосуществимы, потому что важен не сам факт произошедшего, а процесс достижения, – говорит Оксана Стеценко. – Чаще всего в жизни так и бывает: мы не делаем последний решительный шаг, чтобы как-то изменить свою жизнь. В пьесе тоже никто – ни Мона, ни Марин, ни мадемуазель Куку – не сделал этот шаг к переменам. Самый больной персонаж в этой пьесе – мадемуазель Куку. Когда-то она была красивой молодой женщиной, но не сделала этого шага и превратилась в «Хайль Гитлер». Майя Струнникова – очень гибкая артистка, она играет уже не в первом моем спектакле, и мы понимаем друг друга с полуслова. Я сказала ей: «Играй, пожалуйста, КГБ, чтобы было понятно, что этот человек главный в городе и следит за всем». Эта пьеса чрезвычайно глубока и драматична, и не только потому, что драматичен финал, а потому что ни у одного персонажа жизнь не состоялась. Они все только спят, едят, пьют и портят друг другу жизнь: в их жизни нет гармонии, но они уже никуда не денутся из этого города. Я хочу, чтобы люди поняли: чтобы изменить свою жизнь, нужно решиться на последний шаг.