В суде Московского района обвалилась крыша в зале судебного заседания. В суде Октябрьского района (уж простите!) туалет на улице. Суд Червонозаводского района может сдавать свое помещение под натурные съемки фильмов о разрухе после всех мировых войн сразу.

Во времена неолита споры решались просто: у кого длиннее дубинка, тот и прав. Со временем дубинки заменили мечи, потом огнестрельное оружие и вот, наконец, мы получили возможность решать свои проблемы цивилизованно: пишем исковое заявление... Впрочем, последние социологические исследования показали — несмотря на все блага, обещанные родным законодательством, судиться наш брат не любит. Очень не любит. И даже не потому, что стукнуть обидчика гораздо проще и быстрее. А потому что, раз побывав в суде, туда не хочется возвращаться. Даже за справедливостью.
В судах ждешь по часу, когда начнется заседание по твоему исковому заявлению. В судах негде повернуться, обычно служителей Фемиды там по пять-шесть человек на квадратный метр. В судах нужно самому покупать конверты, марки, приносить ручки и бумагу. В судах холодно (жарко), с потолка сыпется штукатурка, по коридорам, пригнув лицом к линолеуму, проводят людей в наручниках. В судах невозможно докричаться до секретарей, их заслоняют горы документов, которые лежат прямо на полу. В судах всегда заканчивается тонер в картридже и тебе не выдают постановления или определения. Не говоря уже о том, что в некоторых судах негде даже вымыть руки! Как вообще можно существовать в таких условиях в наш двадцать первый век?
Проза жизни — судам нужны помещения. В принципе, суды в этом вопросе не одиноки — если верить сводкам новостей, помещения нужны детским садам, супермаркетам и стриптиз-барам. Но! Судам помещения ПООБЕЩАЛИ. В законодательном порядке. Причем «надлежащие помещения, которые бы отвечали требованиям, необходимым для осуществления судопроизводства».
13 февраля 2006 года глава Харьковской областной государственной администрации Арсен Аваков подписал Распоряжение № 72 «Об утверждении Программы обеспечения деятельности судов на 2006 — 2008 годы».
4 июля 2006 года премьер-министр Юрий Ехануров подписал Постановление № 918 «Государственная программа обеспечения судов надлежащими помещениями на 2006 — 2010 годы».
Цели и задачи этих программ удивительно схожи: «создание условий для эффективной работы судов, направленной на защиту конституционных прав, свобод и интересов граждан, юридических лиц и интересов государства, путем обеспечения судов помещениями, отвечающими требованиям осуществления судопроизводства».
Ожидаемый результат Юрия Еханурова — обеспечение 717 судов общей юрисдикции помещениями. Правда, сроки не уточнили. В распоряжении Арсена Авакова о прогнозируемых результатах и конкретных сроках решения проблемы не сказано вовсе.
Прошло чуть меньше года. Интересно, что изменилось за это время в наших судах?
Отвечает первый заместитель начальника территориального управления судебной администрации в Харьковской области (именно эта организация несет на себе всю тяжесть решения материально-технических и хозяйственно-бытовых проблем местных судов) Анатолий Шевцов.
— Анатолий Леонидович, скажите, вам была оказана помощь от властей нашего города и области? Что-нибудь изменилось к лучшему за эти месяцы?
— В последнее время в рамках судебно-правовой реформы много дебатов о том, как гарантированно защитить права и свободы человека, утвердить принципы верховенства права, повысить уровень правосудия в украинском обществе. Говорится также и об укреплении самой ветви судебной власти. Свидетельством тому явился ряд принятых решений Верховной Радой Украины, президентом и Кабинетом министров. Между тем ощутимых радикальных, если хотите, давно ожидаемых перемен к лучшему не происходит. За широтой реформаторского размаха как-то неприметно, как будто сам по себе остается вопрос размещения судебных учреждений.
Сегодня не является секретом, что большинство местных судов размещаются в помещениях, в которых, в связи с недостатком площадей, нет возможности создать условия, необходимые для осуществления правосудия.
В судах не хватает залов судебных заседаний, совещательных комнат, помещений для конвоя и подсудимых, комнат для прокуроров, адвокатов, свидетелей, т. е. всего того, что предусмотрено процессуальным законодательством. Поэтому по объективным причинам во многих случаях рассмотрение дел откладывается, что влечет за собой волокиту и вполне обоснованное возмущение граждан. В итоге суд, принятый осуществлять правосудие, сам вынужден нарушать закон.
— Например?
— Пожалуйста, несколько примеров. Печенежский районный суд Харьковской области.
В самом здании суда размещаются, что называется, «дверь в дверь»: детская библиотека, санитарно-эпидемиологическая станция, редакция газеты «Печенежский край» и территориальный центр районной государственной администрации. Не говоря уже о техническом состоянии самого здания. Протекающая как решето крыша, негодная электропроводка, отсутствие водопровода и канализации, убогость самих помещений.
Изюмский районный суд Харьковской области. В комнате общей площадью около 25 м кв. работают 12 секретарей и помощников судей. Замечу, что по существующим нормам на каждого судью с учетом вышеупомянутых требований должно быть не менее 155 м кв. рабочей площади.
Конечно, справедливости ради надо отметить, что ни один судья в Харьковской области на улице не обитает. Однако, на протяжении 2003-2006 года из 37 местных судов области лишь 17 размещаются в зданиях, которые являются собственностью судебной администрации. Остальные суды ютятся на арендованных площадях. Проблема усугубляется тем, что практически 100% зданий требуют аварийно-восстановительных работ. Но недостаточное финансирование из государственного бюджета оставили суды один на один со своим проблемами. При этом задачу цивилизованно вершить правосудие никто не отменял.
К слову, в 2007 году для нужд строительства, реконструкции и капитальных ремонтов помещений судов государством профинансировано всего 5% от потребности. Как говорится, комментарии излишни.
Мы очень рассчитываем на поддержку органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления. Нам нужна помощь в вопросах выделения земельных участков под строительство. В вопросах оформления права собственности на здания. Помощь при подборе помещений для отселения организаций, работающих на площадях местных судов. Нам нужна помощь при организационно-техническом оснащении судов.
Ведь на это, по-моему, и нацелено распоряжение губернатора Харьковской области № 72 от 13.02.06 г. В этой связи было бы неплохо в феврале-марте на базе областной государственной администрации провести совещание с участием председателей местных судов и председателей районных государственных администраций и проанализировать итоги, наработанные за прошедший год. Думаю, нам всем следует внимательно разобраться, в чем механизмы торможения запланированных мер и каковы перспективы нашей совместной работы на будущее.
Комментарии ответственных должностных лиц областной государственной администрации по этому вопросу, надеюсь, наши читатели смогут прочитать в следующем номере «Вечерки». Пока «ответственные должностные лица» не готовы к общению.
Глас народа

Сергей, студент:
— Мне как-то все равно, в каком суды состоянии, я там не бываю. Лучше стипендии студентам повысить.

Анна, продавщица:
— Подавала на развод и алименты. Очереди — как в девяностые годы за талонами на сахар. Сидеть негде, что интересно — стоять тоже негде. Заседание переносилось раза четыре — то судья в совещательной комнате, то судья ушел и не придет, то «подождите, у нас зал занят». Может, у них в судах, конечно, проблемы, но, простите, меня-то это не касается. Попробуй я им заявить: перенесите заседание, меня с работы не отпускают!

Юрий, пенсионер, научный сотрудник:
— Я в судах бываю регулярно, вот уже десять лет сужусь со своим предприятием о незаконных увольнениях и невыплаченной заработной плате. Сами судьи регулярно нарушают законодательство. Например, в законе определено: вызов стороны повесткой. Где повестка? Установлено строгое время рассмотрения моего дела, а я жду по два часа под дверью. Мне даже не говорят — приходите через час, я должен сидеть под кабинетом и ждать, пока судья освободится. А решение, которое теоретически должно выдаваться на ознакомление для написания апелляционной жалобы?

Инна, студентка Юридической академии им. Я. Мудрого:
— Суд — это основа демократического общества. Именно судьи должны восстанавливать справедливость, давать возможность к реализации прав граждан и юридических лиц, защищать права взрослых и детей. Поэтому судьям нужно создавать в первую очередь нормальные условия работы.