Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – заведующая кафедрой телерепортерского мастерства Харьковской государственной академии культуры, заслуженный работник культуры Украины Татьяна Логинова.

Дед Мороз ходил на елки с томиком истории ВКПБ


– Здравствуйте. Татьяна Александровна? Меня зовут Сергей. Слышал, что когда-то на Слобожанщине Новый год праздновали не только зимой.

– Наши пращуры отмечали приход нового года, связывая его со временем разлива рек: до Крещения Руси Новый год в Украине и, в частности, на Слобожанщине, приходился на 1 марта. Позднее Новый год праздновали 1 сентября. С 1362 года на украинских землях, входивших в состав Великого княжества Литовского, Новый год начали отмечать 1 января. Но эта очень красивая традиция включала в себя огромный цикл зимних праздников, поэтому назвать их Новым годом невозможно. Это был святочный цикл, который начинался 13 декабря, в день святого апостола Андрея Первозванного: в этот день проводили вечерницы, гадания, юношам дозволялось невинно похулиганить. Например, они могли раскатать соседскую поленницу дров, приморозить ворота, подливая под них воду. Затем следовали дни других святых и праздники: 17 декабря – Варвары, 18 декабря – Саввы, 19 декабря – Николая, потом Новый год и Рождество, 13 января – Маланки и так далее. Зимнее празднование завершалось на Крещение – 19 февраля.

– И все же празднование Нового года ассоциируется у меня с советскими временами.

– Вы правы. В январе 1918 года декретом советского правительства, чтобы быть в едином календаре с Европой, страна официально перешла с юлианского календаря, по которому шло летоисчисление и праздновались церковные праздники, на григорианский. После революции Новый год считался наследием прошлых времен, и долгие годы этот праздник запрещался. Только в 1935 году в СССР была организована первая елка. Любопытно, что к елкам 1937 года, например, Дед Мороз обязательно выходил с посохом, увенчанным пятиконечной кремлевской звездой и держал в руках томик истории ВКПБ. На новогодней елке висели шарики с портретами членов Политбюро.

Изысканная елка стоила дороже коровы


– Здравствуйте. Татьяна Александровна? Меня тоже зовут Татьяна. Сейчас елки очень популярны, и мне, честно говоря, очень жаль, что под Новый год губят столько деревьев. Насколько это вообще слобожанская традиция – устанавливать елку на Новый год?

– Елка для Слобожанщины и вообще для Украины – нехарактерное явление. В Украине в языческую эпоху была замечательная традиция – на Святки вносить в дом первый или последний обмолоченный сноп пшеницы или ржи, который назывался дидух, как символ тайной вечери Иисуса Христа с 12-ю апостолами. Эта традиция на Слобожанщине зафиксирована в ХVIII веке в вертепных новогодних действах. Дидух особым образом плели из пучков колосьев: он имел голову и 12 ветвей, символизирующих апостолов. Число колосьев в каждой ветви было кратно семи: в честь духов рода – каждое поколение должно было помнить своих пращуров до седьмого колена. Дидух украшали лентами, веточками калины, ставили в красном углу под иконами, а рядом размещали обрядовые угощения и напитки – кутью и узвар, который ставили в гнездышко из соломы. Возле дидуха ставился соломенный пучок (женское начало праздника). Что касается елок – это замечательно и красиво, но мне кажется, праздник достаточно украсить не срубленным деревом, а несколькими живыми веточками, продумав для них интересный декор.

– А откуда к нам пришли елки?

– Ель к Новому году заимствована из европейской культуры как дерево, которое наряжали в честь лесных духов. Изначально славяне устанавливали в жилищах вишневые деревца, которые украшали яблоками, лентами, пучками ягод калины. В 1700 году Петр Великий предложил украшать дома зелеными ветками можжевельника, ели, сосны. Но это новшество приживалось с трудом: хвойные деревья были связаны с поминальным культом, и вносить их в дом считалось плохим знаком. Поэтому зелеными ветками украшали только фасады зданий. Этот праздник долгие годы не приживался, но традиция все же сложилась, поскольку Новый год навязывался государственной системой тогдашней империи. Елочных игрушек не было, но для очень обеспеченных людей продавали елки, украшенные сахарными яблоками, конфетами и даже ювелирными изделиями: кольцами, бусами, брошами, заколками. Такая елка стоила от 20 до 200 рублей ассигнациями, что было по тем временам невероятной суммой: корова, например, стоила 5--7 рублей. Она стала статусной: пригласить на елку означало продемонстрировать свой достаток. Украшения с елки раздавали гостям и дарили прислуге.

Раньше дедушка Мороз был весьма агрессивным


– Здравствуйте. Татьяна Александровна? Вам звонит Алена. Возможно, вы знаете, кто придумал Деда Мороза и Снегурочку?

– Деда Мороза мы позаимствовали в Европе. В язычестве в украинской культуре существовали персонажи, которые выступали как персонифицированные герои, связанные со стихиями. Среди них был и покровитель Мороза – злющий дед, воплощение стихии холода, вьюги. Когда стали праздновать Новый год, агрессивный старик оказался неуместен. Дед Мороз в Российской империи впервые появился в начале ХIХ века. Этот персонаж был переосмыслен и взят из европейской культуры – по сути это Санта Клаус, прообраз святого Николая. А что касается Снегурочки, мифология ни одного народа не знает женского образа в рождественском цикле. Снегурочка появилась рядом с Дедом Морозом в стране Советов, чтобы отделить Новый год от церковных традиций. Кроме того, она помогала Деду Морозу – так что это был воспитательный момент в лучших тимуровских традициях.

В многоэтажках кутьей лучше не бросаться


– Добрый день. Татьяна Александровна? Меня зовут Лариса. Хочется поразмышлять по поводу синих лошадей и прочих восточных празднований Нового года. Конечно, эти традиции любопытны, но мне кажется, что мы празднуем чужой Новый год и отдаем свою энергию чужой культуре.

– Мы живем в эпоху глобализации с унифицированными процессами. В частности, интернет сделал нашу землю крохотной и в какой-то степени привел к размыванию народных традиций. Но, думаю, обычаи и традиции очень интересны сами по себе, и буквальное следование им сегодня не приемлемо. Наши слобожанские предки, например, начинали праздник следующим образом. Глава семьи прятался за обрядовый сноп – дидух и спрашивал: «Дети, вы меня видите?». Дети должны были ответить: «Нет». Тогда отец семьи говорил: «Дай Бог и на следующий год мне вас не видеть за снопами смолоченного зерна». Или детей сажали под стол и дергали за волосы, чтобы они росли быстрее. Перед праздником в таинственном молчании варили обрядовую еду – кутью. Перед застольем мужчина – старший член семьи – должен был набрать ложку кутьи, выйти на крыльцо и покормить мороз со словами: «Мороз, иди к нам кутью есть, а если не едешь – не иди на наши пашни, иди на моря и леса». После этого он подбрасывал кутью вверх. Как будут выглядеть снопы в наших квартирах, массовое подбрасывание кутьи в многоэтажках и во что превратится лестничная площадка, я с трудом себе представляю. Думаю, не стоит воспроизводить обряды буквально, иначе они будут походить на шароварщину. Я очень не люблю это слово, но оно очень точное. Иначе и не скажешь, когда пожилая бабушка выходит в венке – символе чистоты и невинности, который может надеть только молодая незамужняя девушка.

Не копируя буквально давние народные обычаи, мы можем позаимствовать из наших традиций приемлемое. Главное взять из наших традиций дух добра, благопожелания. Сейчас мы все больше и больше возвращаемся к традициям, которые были заложены нашими предками: нынешние праздники начинаются с 19 декабря – Дня святого Николая.

Что касается восточных обычаев, год Синей или, как некоторые считают, Зеленой Лошади – конечно же, не наша традиция, но почему в нашем доме под Новый год не может быть забавного символа года Лошадки или ее атрибута – подковы? Если подкова висит краешками вниз – она несет удачу, а если вверх и вогнутой частью вниз, как чаша, подкова становится символом добра и благополучия. Процесс заимствования традиций, обрядов есть в любой культуре.

На Новый год нужно напугать злых духов


– Здравствуйте, Татьяна Александровна. Меня зовут Елена. Скажите, пожалуйста, не заметили ли вы, что в Харькове сложились какие-то свои традиции празднования Нового года?

– В Слобожанском регионе празднуют Новый год по сложившимся давно традициям: с шампанским, классическим салатом оливье, селедкой под шубой. Пожалуй, единственная новая традиция, которая складывается у нас в последние годы, – праздновать Новый год на площади. К слову, астрологи считают, что наступающий год Лошадки должен быть отмечен в веселой шумной компании. Конечно, многих раздражает грохот петард и хлопушек, но это древняя традиция: шумом отпугивали злых духов и привлекали счастье. Покупать петарды я вам не предлагаю, но желаю вам встретить Новый год с шампанским, потому что Лошадка другого напитка не признает. Лошадь по характеру легкая и веселая, поэтому ей нужен легкий бодрящий напиток.

– А что еще нужно сделать, чтобы угодить Лошади?

– Легко веселиться. Желательно, чтобы в доме была подковка, а поскольку космический элемент этого года – дерево, желательно, чтобы в доме было как можно больше деревянных фигурок или деревянной посуды. Говорят, что хотя бы одна деревянная игрушка должна быть на елке – ее можно сделать самостоятельно из палочек, веточек, щепочек. Дизайнеры предлагают украсить одну из комнат обычной веткой дерева, декорированной елочной электрической гирляндой. Лошадь – вегетарианка, поэтому на столе должны быть овощные салаты, фруктовые десерты. Хозяйке праздника точно угодит овсяное печенье. На столе обязательно должны быть белые полотняные или льняные салфетки. Поскольку уходит год Змеи, на столе могут быть блюда из морепродуктов. Что касается одежды, встречать год Лошади лучше в синей, зеленой, бирюзовой гамме. Украшений должно быть достаточно много, но они должны быть изящными, желательно с аквамарином или жемчугом.

Личное дело
Татьяна Александровна Логинова родилась 5 декабря 1957 года в городе Красноуральске.

В 1974 году окончила школу в Кривом Роге и поступила в Харьковскую государственную академию культуры.

В 1982 году по распределению пришла в академию культуры, где работает по сегодняшний день.

Замужем. Хобби – чтение, вязание, сочинение стихов для друзей.