Иногда достаточно самой малости, чтобы история пошла по другому пути. А бывает, что даже глобальные потрясения забываются на следующее утро. Впрочем, осадок все равно остается – в виде поворотных моментов летописи государства украинского.

Раз в Крещенский вечерок… Генеральная прокуратура Украины перестала гадать и завершила расследование уголовного дела по факту убийства народного депутата Евгения Щербаня в 1996 году. 18 января подозреваемыми в организации преступления (из корыстных побуджений) названы экс-премьеры Юлия Тимошенко и Павел Лазаренко. Вопрос о том, когда выпустят Тимошенко, был снят с повестки дня.

Через десять дней Печерский районный суд Киева признал экс-начальника департамента наружного наблюдения МВД Украины Алексея Пукача виновным в смерти журналиста Георгия Гонгадзе. Душителя приговорили к пожизненному заключению. При этом тема заказчиков преступления была демонстративно проигнорированна, что создало весьма опасный прецедент.

В феврале корейские специалисты сообщили, что обнаружили причины поломки скоростных поездов «Хюндай» в зимний период и нашли пути их устранения. У тысяч пассажиров и их родственников забрезжила надежда на светлое будущее. Или даже просто будущее, если учесть многочасовое стояние неотапливаемого поезда где-нибудь под Полтавой.

В этом же месяце неизвестный расстрелял главу крымского поселка Симеиз Кирилла Костенко. Это событие вернуло и без того отстающую страну в мутные 90-е, когда все вопросы оперативно решались с помощью «калашникова». Доказательством злокачественной мутации стало второе громкое убийство крымского градоначальника, которое произошло в июле того же года. На этот раз жертвой стал мэр Феодосии Александр Бартенев. Убийцы и заказчики, что характерно, не найдены.

В марте Кабмин принял решение восстановить именные железнодорожные билеты. Официально эта мера понадобилась для предотвращения спекуляций и облегчения перехода на электронные билеты. Неофициально… Впрочем, гадать нет смысла. Главное, что государственный колпак опять стал туже.

В апреле президент Виктор Янукович помиловал шестерых осужденных, в том числе бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко и бывшего министра охраны окружающей природной среды Георгия Филипчука. В Европе этого события ждали едва ли не больше, чем условно осужденный Филипчук и даже реально сидевший Луценко. Акции Украины в ЕС мгновенно пошли вверх.

В мае в Украине состоялся первый в истории суд присяжных. Уникальное событие произошло во Львов, во время рассмотрения дела об убийстве гражданином Марокко Шакибом Отманом львовского хирурга Леона Фрайфельда. Суд присяжних полностью поддержал сторону обвинения, но уже через несколько месяцев, в конце октября, новая для Украины структура «взорвала» судебную систему страны первым оправдательным приговором. Обвиняемый в двойном убийстве Александр Бондаренко был осовобожден в зале суда – присяжные поверили, что признательные показания он давал под пытками.

В конце июня разгорелся скандал во Врадиевке. 29-летнюю местную жительницу Ирину Крашкову нашли на улице без одежды с признаками насилия. Понадобились двухнедельные массовые акции протеста, чтобы был задержан капитан Врадиевского райотдела милиции, на котрого указала потерпевшая. Последовавшая за этим служебная проверка повлекла серию увольнений высоких милицейских чинов «за сокрытие преступлений и круговую поруку». Взаимоотношения правоохранительных органов и обычных граждан с этого момента перешли на новый виток.

В июле Россия неожиданно обнаружила, что продукция «Рошен» несет страшную угрозу гражданам. Были немедленно перекрыты все поставки, а тонны шоколада зависли в воздухе. Мнение украинских экспертов и даже ближайших соратников РФ – Белоруссии и Узбекистана, которые в один голос сообщили, что «Рошен» есть можно, Северная соседка во внимание не взяла. Судя по последующим событиям, Украина урок экономического шантажа усвоила сразу и надолго.

В последний день ноября произошло то, о чем теперь знают даже младенцы в Зимбабве. Ночью «Беркут» кулаками и палками разогнал мирную акцию протеста на Майдане в Киеве. Именно этот факт, а не внезапный отказ президента подписать Ассоциацию с ЕС, падение уровня жизни, коррупция и прочие «прелести» текущей жизни, переполнил чашу терпения народа. И до сих пор не понятно, чем все это закончится.