В пылу подготовки к Новому году и Рождеству от харьковчан не укрылся еще один праздник. В конце минувшего года Харьковский цирк отметил 130-й юбилей.

Во время торжеств по случаю дня рождения было объявлено о присвоении цирку имени Фреда Яшинова, который руководил им почти полвека.

Яшинов возглавлял цирк более полстолетия


Харьковский цирк – одно из старейших и авторитетнейших учреждений подобного профиля в Украине.  За 130 лет он сменил несколько зданий, воспитал десятки знаменитых артистов, представил зрителю тысячи программ. Один из самых ярких периодов – советский этап, когда Харьковский цирк возглавлял Фред Яшинов. Он был директором  с 1932 года 1982-го.

– Начиная с 1930-х годов, Фред Яшинов активно развивал цирковое искусство, создавал множество новых ярких номеров, аттракционов и целых программ, – говорит заместитель директора цирка по основной деятельности Владимир Чан-Мин. – Он создавал постановочный цирк. Не все цирки в Советском Союзе были постановочными, но в нашем была хорошая база для изготовления реквизита, замечательная творческая группа, которая могла поставить новые интересные номера.

С легкой руки директора Спектор стал инспектором


– Фред Дмитриевич очень много помогал артистам воплощать их идеи. Советский артист не располагал материальными возможностями для развития, а Яшинов отыскивал таланты, помогал творчески развиться, поставить с режиссером номер, сделать реквизит, – говорит Владимир Чан-Мин. – Он помогал и моим родителям – цирковым артистам, и мне. Я едва начал ходить, а меня уже стали обучать цирковому искусству. Директор официально зачислил меня цирковым артистом, когда мне было 11 лет.

Фред Яшинов воспитал целое созвездие цирковых искусников. Именно с его легкой руки знаменитый и бессменный шпрехшталмейстер Леонид Спектор стал главным и непревзойденным распорядителем на арене. Леонид Спектор работает в харьковском цирке почти полвека и более четырех десятков лет ведет все цирковые программы.

– Я пришел в цирк, когда мне было 16 лет. Работал униформистом, потом ушел в армию, а когда вернулся, Фред Яшинов снова взял меня на работу со словами: «Будешь у меня инспектором манежа». Я выучился в студии в Москве и в 22 года стал шпрехшталмейстером.

Традиционно распорядитель цирковой программы ассоциируется со зрелым мужчиной средних лет. Однако Фред Яшинов, разглядев в юноше талант, решил сломать все стереотипы и назначил его инспектором. И не ошибся: харьковский цирк немыслим без импозантного Леонида Спектора, которого знает не одно поколение харьковчан.

Харьковчанин первым увидел клоуна в Олеге Попове




Фред Яшинов воспитал звезд, ставших известными всему миру. При нем состоялась и первая женщина – дрессировщица хищных животных, выдающаяся артистка Ирина Бугримова, и клоун Константин Берман, который, к слову, родился прямо в кассе цирка, а также иллюзионист Анатолий Фурманов, дрессировщик гималайских медведей Луиджи Безано, дрессировщик львов Александр Буслаев (первый муж Ирины Бугримовой) и многие другие цирковые знаменитости. Как выяснилось, благодаря тогдашнему его директору дебютировал в качестве клоуна знаменитый коверный Олег Попов. Леонид Спектор рассказывает, что Олег Попов был эквилибристом, у него был комический эксцентричный номер, но на тот момент, когда он с ним выступал, в цирке не было клоунов, а Фред Яшинов увидел его именно в этом амплуа.

По приглашению Фреда Яшинова в харьковском цирке работали великие артисты: клоуны Юрий Никулин и Михаил Румянцев (Карандаш), джигиты Хаким Зарипов и Ирбек Кантемиров, дрессировщики Валентин Филатов и Мстислав Запашный, звездный Юрий Дуров и многие другие.

Лучший директор в СССР


В конце 1960-х энергичный директор успевал быть не только руководителем коллектива, но и строителем: именно он был инициатором сооружения нового здания харьковского цирка. Мало того – ему удавалось руководить фактически тремя учреждениями.

– Фред Яшинов был директором одновременно старого и нового харьковских цирков, а также днепропетровского, – говорит Владимир Чан-Мин. – Он был одним из самых уважаемых директоров цирка всего Советского Союза.

Фред Яшинов умел очень талантливо организовать посещаемость учреждения и не случайно харьковский цирк практически не выпускал лидерство – директорский кабинет почти всегда украшало знамя победителя социалистического труда, за которое он сражался, не собираясь уступать корифеям – московскому и ленинградскому циркам.

Артисты стояли на коленях и плакали


Ему удалось осуществить свою мечту – он возвел новый харьковский цирк, который стал его детищем. Он предусмотрел все, чтобы вечно странствующим артистам было комфортно, и с 1974 года артисты выступали уже на новом манеже.

– Фред Яшинов стал первым, кто построил дом для артистов цирка (он находится неподалеку от Южного вокзала). До строительства гостиницы сотрудники цирка и артисты жили где придется: на вокзалах, в гардеробных цирка. Когда дом для артистов был построен, люди стояли перед ним на коленях и плакали, – вспоминает Леонид Спектор.

Фред Яшинов был блестящим управляющим и талантливым менеджером.

– Это был настоящий директор, настоящий экономист, финансист и, если хотите, купец, который мог предвидеть все ситуации и талантливо организовать дело. Он был великолепным менеджером, у которого все было под контролем. Он называл себя мальчиком на побегушках и нередко повторял: «Меня в харьковский цирк не прислали по разнарядке. Я здесь вырос».

Как директор определил артиста в стюардессы


– Фред Яшинов был талантлив не только как организатор, но и как человек, – делится Леонид Спектор. – За 54 года его директорства на него никто не пожаловался. На него нельзя было обижаться – он старался не разжигать конфликтов и страшно не любил, когда сотрудники наушничают друг на друга. Терпеть не мог, когда обижают слабых, и всегда их защищал. Он очень любил меня, всю мою семью. Как-то приехали в Днепропетровск. Цирк тогда не отапливался, единственный обогреватель стоял у Фреда Яшинова в кабинете. Квартиру моей семье еще не нашли, и жена пристроилась с семимесячным сыном в коридоре – пеленки были уже мокрые, а малыша негде было даже перепеленать. Увидев это, директор сразу позвал ее к себе в кабинет, убрал документы, и жена перепеленала ребенка прямо на его столе. Фред Яшинов тут же так сурово распорядился, что через 20 минут нашей семье нашли великолепную квартиру. Как только его жена Зинаида Михайловна готовила что-нибудь вкусненькое, он звал меня: «Отнеси жене Галочке». Как-то пропал мой четырехлетний сын Андрей. Я бегал, искал его по цирку и не мог найти. Смотрю – выходит из директорского кабинета, под мышкой – коробка конфет. Я бросился к нему: «Ты где был? – «А мы с Фредом Дмитриевичем чай пили».

Фред Яшинов был бесконечно обаятелен, рассказывают очевидцы.

– Я очень любил ездить с ним, – вспоминает Леонид Спектор. – Он был большой хохмач. По условиям гражданской обороны, харьковский цирк должен был в случае войны эвакуироваться из Харькова в Зачепиловку. Часто мы давали там концерты во Дворце культуры. Как-то ехали в Зачепиловку суровой зимой, автобус не отапливался, было страшно холодно. По дороге заехали в сельский магазин, накупили там теплых носков. Восьмидесятилетний Фред Яшинов сел в магазине на пол и начал натягивать носки. А еще был случай: должны были лететь самолетом в Донецк. Билета у меня не было. Фред Яшинов говорит стюардессе: «Девушка, мы из комитета. У этого лейтенанта (показывает на меня) нет билета. Так вы посадите его где-нибудь». Я до сих пор не знаю, какой комитет он имел в виду, но меня посадили в самолете на место стюардессы.