Мой трехлетний сын часто уходит в себя, избегает общения с ровесниками, а перед нами закатывает истерики. Я слышала, что сейчас становится все больше здоровых детей с признаками аутизма. Может быть, это связано с бешеным темпом современной жизни, которого дети просто не выдерживают?
Светлана

Не аутизм, а педагогическая запущенность


– Очень часто у обычных людей могут проявляться аутистические или очень похожие на них признаки, – говорит консул европейской ассоциации «Аутизм Европа» Инна Сергиенко. – Бывают моменты, когда мы не хотим никого слышать, видеть, замечать, когда нас раздражают какие-то звуки, действия. Если какой-то стресс вызывает у ребенка аутистические черты, это не значит, что он аутист. Диагноз «аутизм» ставится не по одному, а по совокупности признаков, и если они носят системный характер, несомненно, следует обратить на них внимание.

Нельзя сказать, что здоровых детей с признаками аутизма стало больше, считает психолог Наталия Бондарук.

– Ребенок застенчивый или мало коммуникабельный, не умеющий дружить – не аутист, – говорит специалист. – Возможно, такое впечатление создается потому, что общество начало больше обращать внимания на психическое здоровье. Родители стали внимательнее к здоровью детей, меньше боятся обращаться к врачам-психиатрам, психологам.

С темпом современной жизни нарушения поведения детей никоим образом не связаны.

– Это лишь отговорки, – считает Наталья Бондарук. – Здоровый, социально адаптированный ребенок регулирует свои контакты с внешним миром: сейчас хочу играть, потом не хочу, сейчас сам играю, потом с друзьями. Если ребенок плохо приспособлен к социуму, не умеет общаться с другими детьми, не понимает учителей, нужно искать причины. Возможно, у него недостаточно развита речь или нарушен слух, есть проблемы в семье или существуют другие причины, которые мешают полноценно адаптироваться.

Если ребенок здоров, но у него проявляются несвойственные его возрасту черты, это может быть связано с неадекватным поведением родителей.

– Потакание капризам, отсутствие знаний и опыта в воспитании детей, несоблюдение режима дня, сна и кормления иногда приводят к нарушениям в поведении детей, – говорит Наталия Бондарук. – Очень часто реакции ребенка связаны с тем, какой пример подают ему родители. Если ребенок здоров, отклонения в поведении могут быть связаны с условиями его жизни. Специалисты называют это педагогической запущенностью, и если окружающие ребенка люди изменят стратегию воспитания, изменится и воспитанник.

Отклонения в развитии ребенка вряд ли исчезнут сами


Закрывать глаза на отклонения в развитии ребенка и ждать, что они сами пройдут, крайне опасно. Существуют разные степени аутизма, при которых нарушения могут быть слабыми.

– Например, в норме ребенок к полутора годам должен обязательно поддерживать эмоциональный контакт со взрослыми, смотреть в глаза, общаться в форме лепета, обниматься. По статистике около 90% детей так и делают, – говорит психолог. – Родителей должно насторожить, если ребенок не любит телесного контакта, не реагирует на имя, зациклен на несвойственных возрасту игрушках, все время повторяет одно и тоже действие или слово. Стоит волноваться также, если ребенок слишком привязан к чему-либо или кому-либо, предпочитает только один вид пищи, подвержен истерикам, которые невозможно остановить. Если ребенок плохо спит, ходит на цыпочках, не играет, ни на кого не обращает внимания, не узнает родных, не улыбается и не идет на контакт – все эти особенности могут быть ранними признаками расстройства аутистического спектра.

Убедитесь, что ребенок здоров


– Если вы заметили странности в поведении ребенка – не тяните, обязательно проконсультируйтесь у врача. Лучше услышать несколько раз, что вы зря волнуетесь, чем пропустить болезнь. Чем раньше поставлен правильный диагноз, тем выше шансы на полноценную коррекцию. Гиперактивен, кусается, ранит себя, возбужден, не спит, избирателен в еде, часами катает машинку, хнычет, орет постоянно, не слазит с рук? К врачу! Убедитесь, что ребенок здоров. Если врачи не диагностируют болезнь, такое поведение разрешать нельзя. Нужно приниматься за воспитательные меры, прибегать в поведенческой коррекции.