В конце февраля харьковчан ожидает значительное культурное событие: гастроли Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки. Старейший русский драматический театр Украины подарит любителям театрального искусства Харькова девять спектаклей. С 22 февраля по 2 марта на сцене театра им. Тараса Шевченко будут играть киевские актеры.

О предстоящих гастролях рассказали актеры Лариса Кадочникова, Олег Савкин, Сергей Озиряный и заведующий литературной частью театра русской драмы им. Леси Украинки Борис Курицын. В прошлом году первый стационарный русский театр Украины отметил свое 115-летие. 80 лет назад он получил статус государственного театра, а 60 лет назад ему присвоили имя Леси Украинки. В последний раз в нашем городе театр русской драмы гастролировал 19 лет назад.
К сожалению, говорят актеры, сейчас гораздо сложнее организовать гастроли в своей стране, чем выехать в любую из европейских стран.
Гастроли стали возможны благодаря поддержке и участию городских властей, идею гастролей поддержал городской голова Михаил Добкин. Борис Курицын признателен мэру Харькова за возможность пообщаться с харьковскими театралами. Как говорит завлит театра русской драмы, «к сожалению, так случилось, что политики вспоминают о культуре только в тех ситуациях, когда нужно обслужить, а когда становится плохо, они о театре забывают. Но это, к счастью, в прошлом. Сегодня театр нормально работает, на трех площадках. Это большая сцена, на которой работали корифеи нашего театра, актеры, которые создали ему славу, среди этих имен есть те, которые до сих пор не сходят с телевизионных и киноэкранов. Такие имена, как Олег Борисов, Кирилл Лавров, Павел Луспекаев, Михаил Романов, Мария Стрелкова, Евгения Опалова и так далее»… С сентября по апрель залы театра всегда заполнены. Крупные театральные проекты ставятся на большой сцене, а на сцене «под крышей» идут камерные спектакли. Один из них — «Александр Вертинский. Бал господень» — харьковчане увидят на малой сцене театра Шевченко 22 февраля. Недавно в театре русской драмы появилась малая сцена, пока что на ней идут два спектакля, но руководство театра надеется, что сцена обретет свой репертуар и свое театральное лицо.
Встреча с харьковским зрителем для актеров старейшего русского театра Украины будет серьезным испытанием, говорит Борис Курицын. Потому что практически вся гастрольная деятельность театра им. Леси Украинки проходит за границами Украины, а для театра это плохо: «Драматическое искусство требует зрителя, который слышит, понимает текст и ощущает эмоции на одной эмоциональной волне, что и актеры на сцене».
— Можно поинтересоваться, почему для гастролей выбран именно театр Шевченко?
— Вы знаете, на самом деле нам тяжело выезжать на гастроли не только по финансовым соображениям. Дело в том, что сценическая «коробка» киевского театра имени Леси Украинки — единственная на Украине по своим масштабам. Из бывших стран Советского Союза нам в России подходит в Москве Малый театр, в Питере — БДТ. Театр Шевченко — тоже. Мы могли бы привезти еще больше спектаклей и других направлений, но сценическая «коробка» не позволяет, поэтому в данной ситуации театр Шевченко оказался наиболее удобоваримым в этом плане. А еще нас с театром Шевченко связывают некоторые дружеские отношения: когда Андрей Жолдак руководил этим театром, его спектакли шли на нашей площадке.
Культура спасет мир!
По словам Бориса Курицына, театр им. Леси Украинки создает полнометражные видеоверсии спектаклей за последние лет двенадцать. Три телеверсии спектаклей сможет увидеть харьковский зритель на канале ОТБ. Среди них одна из последних премьер театра — «Маскарад» Лермонтова, а также «Молодые годы короля Людовика XIV» по произведениям Дюма и «История одной страсти» по письмам Асперна. Сейчас в активе театра более 40 полнометражных телеверсий спектаклей, среди которых постановки и по классической драматургии, и по современной.
— Мы отключены от телевизионного эфира благодаря позиции некоторых телевизионных начальников, которые, похоже, руководствуются фразой Геббельса «при слове культура у меня рука тянется к пистолету»… К сожалению, телевизионная политика сегодня такова, что ни один из театров Украины на экраны попасть практически не может. Единственное исключение — это иногда по каналу «1+1» или по каналу «Культура» показывают «Мораль пани Дульской» 56-го года, уникальный спектакль нашего театра, который и сегодня пользуется у зрителя успехом. Мы на спутниковом американском канале показали практически весь свой видео-театральный репертуар и, судя по откликам, наши спектакли пользуются спросом в Америке.
Тема насаждения телевидением тотальной безвкусицы и бескультурья — больная тема для людей искусства. Говорить на эту тему можно бесконечно. На пресс-конференции, посвященной предстоящим гастролям, Лариса Кадочникова поделилась своими мыслями по поводу штамповки сериалов, увязании общества в потребительстве и потере духовных маяков.
— Лариса, расскажите, где, кроме театра, вы сегодня заняты, может, снимаетесь в кино?
— А разве сейчас у нас есть кино? В Москве есть кино, за границей есть кино… Я снялась в нескольких сериалах: «Седьмое небо», что-то еще такое… Когда приносят сценарии, удивляешься: они все как одной рукой написаны, режиссеры снимают одинаково, действующие лица абсолютно похожи. Читаешь — вроде ничего, вроде симпатично. Режиссер вроде и понимает приблизительно, что надо. Но начинаешь сниматься — все это быстро, в темпе. Если актер, режиссер, оператор понимают, что это заработок, но это надо достойно сделать, то это все еще приемлемо. Но если они считают, что, кроме заработка, это еще и искусство, то это глубокая ошибка. Искусство в кино было на Украине в 60-е, 70-е, 80-е годы. Сейчас его в кино нет, к сожалению, хотя, слава Богу, есть еще Рома Балаян, Гресь, который 20 лет «Тараса Бульбу» собирается снимать… Те картины, в которых я снялась, все похожи одна на другую, запомнить их невозможно. Я режиссеров, у которых недавно снялась, еще помню, а актеров уже забыла. Я это называю «семечки», а к ним серьезно относиться нельзя. Если бы актеры получали, допустим, 2-3 тысячи долларов, то ей-богу, большинство из них никогда не снимались бы в этой ерунде. Есть приличные сериалы, нельзя все перечеркивать, но то, с чем я столкнулась — это безобразие… Я помню, в Аргентине весь зал вскочил после показа «Тени забытых предков», аплодировал нам с Иваном Николайчуком. Тогда я поняла, что такое настоящее кино, настоящий режиссер, что такое соприкоснуться с гением! И вдруг ты сталкиваешься с посредственностью, причем эти режиссеры пытаются, стараются, может, в них и есть талант. Но, соприкасаясь все время с таким материалом, этот талант уходит. Такого просто не может быть: человек талантлив, а материал — барахло. В первую очередь должны быть материал, режиссер, оператор, а потом актеры, потому что любой режиссер даже самого посредственного актера может сделать в кино гениальным.
Лариса Валентиновна рассказала историю о фильме, снятом еще до развала СССР. Весь гонорар, полученный ею за эту картину, она потратила на приобретение зеленого шикарного ковра. Буквально на следующий день после показа фильма к Ларисе Кадочниковой на улице подошла женщина и спросила: «Простите, вы Кадочникова? Это вы снимались в картине? Как вам не стыдно!» После этого зеленый ковер стал укором для актрисы. Каждый раз при взгляде на него она вспоминала слова зрительницы и не успокоилась, пока не убрала ковер с глаз долой.
— Причем картина — по сравнению с сегодняшними — очень приличная. Но тогда это было очень плохо. Я, конечно, не рассказала режиссеру — он был очень славный, одаренный человек — что ну не состоялось это кино. Да мы и не рвались за деньгами: платили нам очень мало, и мы тогда больше думали о ролях, о режиссуре… А сегодня вся эта пошлость, безнравственность превратилась в сплошной поток… Я даже не могу сказать, чего это поток — за этими «семечками» появляются статьи, которые рассказывают, как актеры замечательно сыграли в этом барахле. Я всегда смотрю и думаю: неужели им не стыдно? Неужели прессе не стыдно писать о том, как это «хорошо»?
Кто-то из журналистов вставляет в этот момент свои «пять копеек»: «Им тоже на ковер надо зарабатывать!» Лариса Валентиновна продолжает:
— Я понимаю, когда человек только зарабатывает деньги. В Москве многие актеры зарабатывают колоссальные деньги. Они не стесняются, уходят из театра, хотя я представляю, как им противно в душе, когда они включают телевизор и видят себя в ужасающих сериалах. Но они покупают дома, загородные виллы — они свободные люди! Хорошо это? Хорошо. А нравственно? Не знаю. Наше поколение приучено к другому — к духовности… Она и сейчас необходима, а иначе вообще просто можно сказать, что все рассыпалось. Ведь, к сожалению, мы себе не отдаем отчета, насколько нас поглотило мещанство. Мы хвастаемся друг перед другом новой машиной, квартирой, дачей, забором… И какие сапоги в каком магазине купили. А где Чехов, где Толстой, где Шевченко, где Леся Украинка?! В том году был юбилей «Тени забытых предков» — 35 лет фильму. Вы думаете, отметили? Нет. 9 января был день рождения Параджанова — ни один украинский канал ни слова не сказал! А что о Довженко показывают? Ни Довженко, ни Ильенко, ни Параджанова... Люди отвыкли от такого духовного искусства, и только театр, мне кажется, еще пытается его сохранить.