Харьковские ученые примут участие в проекте исследования космоса радиотелескопом, который будет расположен на обратной стороне Луны.

Начало его работы намечено на 2024-й год. Об этом 3 февраля сообщил журналистам заведующий отделом декаметровой радиоастрономии Радиоастрономического института (Харьков) Национальной академии наук Украины Александр Коноваленко. По его словам, сейчас в стадии разработки находится международный проект Farside Explorer, в рамках которого и планируется создать лунный радиотелескоп. Недалеко от Харькова расположены два декаметровых радиотелескопа: самый крупный в мире радиотелескоп УТР-2 и более современный – «ГУРТ».

По данным Александра  Коноваленко, он сам подал разработчикам проекта Farside Explorer идею синхронного использования декаметровых телескопов на Земле и на Луне. Дело в том, что доставлять элементы телескопа на Луну довольно дорого, поэтому их количество составит только около 100 единиц, а значит, чувствительность телескопа будет невелика. Для сравнения: харьковский УТР-2 состоит из 2 тыс. 40 элементов. Но уникальное преимущество лунного телескопа в том, что он будет работать без помех. На Земле, где есть ионосфера и работает множество электроприборов, действия помех избежать невозможно. Поэтому в режиме синхронной работы лунный телескоп поможет отделить помехи от действительно полученных из космоса сигналов.

Радиотелескоп УTР-2 создан около 40 лет назад под руководством академика Семена Брауде. Площадь радиотелескопа составляет 150 тыс.кв.м (это площадь всех радиотелескопов мира вместе взятых, работающих во всех диапазонах волн). В числе открытий, сделанных при помощи телескопа, – спектральные линии возбужденных атомов углерода. Количество элементов телескопа «ГУРТ» составляет 550 единиц, его строительство продолжается.

Использование радиотелескопов позволит получить новые данные практически обо всех объектах Вселенной, уточнить физические модели открытых объектов, обнаружить новые. В условиях Земли невозможно смоделировать ряд космических процессов и объектов (в частности, радиогалактики с активными ядрами). Наблюдая за этими объектами, астрономы получают информацию о передаче экстремальных энергий на большие расстояния. Такая информация может быть полезна в области физики и техники.