Побороть бездорожье можно только с помощью науки.

В этом уверен ректор Харьковского национального автомобильно-дорожного университета Анатолий Туренко. Тем более что дорожная наука в Харькове представлена на высоком уровне, и если все наработки ученых воплотить в жизнь, украинцы смогут гордиться отечественными дорогами.

Ученые нашли «противоядие» трещинам


Служба автодорог в Харьковской области постоянно контактирует с профильным университетом. Так, ученые вуза помогали дорожникам реконструировать большие магистрали региона, теперь планируют взяться за дороги поменьше.

– В этом году президент и правительство обещают увеличить финансирование ремонта местных дорог, – говорит Анатолий Туренко. – Междугородние трассы более-менее удалось привести в порядок, хотя до Сум еще очень плохая дорога. А что касается районных магистралей, то их состояние плачевно, поэтому будет взят курс на их реконструкцию. У дорожников сейчас много работы, чтобы выполнить ее качественно, они вкладывают деньги в науку, и мы выполняем их заказы.

Так, на сегодняшний день комплексно-ходовая лаборатория оценки транспортного состояния и паспортизации автомобильных дорог, которая эффективно работает на кафедре строительства и эксплуатации автомобильных дорог, – одна из самых востребованных в университете.

– Она укомплектована специальной лазерной системой, с помощью которой можно оценить ровность дорожного покрытия, – объясняет Анатолий Туренко. – Установка очень востребована, и заявки от Службы автодорог на сканирование поверхности магистралей мы получаем регулярно. Аналогичные приборы для послойного изучения дорожного покрытия есть и на кафедре изыскания и проектирования дорог и аэродромов. Помимо этого, ученые вуза разработали рекомендации по ремонту трещин в асфальтобетоне, которые в последние годы стали серьезной проблемой для дорожных служб. Дело в том, что из-за перепадов температуры зимой в нашей местности катастрофически портится асфальт. В микротрещины попадает вода, замерзая, она разрушает дорожное покрытие. Побороть это явление без современной науки не возможно. Мы разработали специальную пасту-герметик, которая поможет сохранять дорожное покрытие. Уже используем ее на дороге Харьков – Киев и очень довольны результатом.

В помощь водителям университет предлагает множество разработок


По хорошим дорогам должны ездить хорошие автомобили. Причем хорошие – означает не только быстрые. По современным меркам качественные машины должны быть экономичными и экологичными. Поэтому университет особо гордится своими авторазработками – моделями гибридных автомобилей. На факультете мехатроники транспортных средств учеными кафедры автомобильной электроники создано такое авто на базе моделей ЗАЗа.

– Под гибридным автомобилем подразумевается машина, которая ездит на бензине и электричестве. В мире это явление не новое, но наш гибридный автомобиль дешевле аналогов, созданных в других странах, – отмечает ректор университета. – Чтобы переоборудовать машину на гибрид, нужно 30 тысяч гривен, зато расход топлива у нее уменьшится минимум в два раза, и там, где раньше уходило восемь литров бензина, понадобится только три. На сегодняшний день мы уже способны обычные авто переоборудовать в гибридные. Раньше учеными университета был разработан прибор, способный глушить мотор автомобиля, попавшего в пробку, но постоянно выключать двигатель вредно, поэтому в новых гибридных авто в нужных ситуациях двигатель вместо бензина потребляет электричество, так что экономия топлива получается значительной. Фактически мы можем «гибридизировать» любую машину, но, пока, к сожалению, серийных заказов нет. Хотя было бы целесообразно пересесть на гибридные машины тем, кто обслуживает торговые точки, а также оборудовать таким двигателем общественный транспорт и т.д.

Не меньшей гордостью университета ректор называет лабораторию скоростных автомобилей. Именно здесь студенты воплощают в жизнь свои задумки по созданию суперскоростных машин.

– Последнее наше достижение – экоавтомобиль, который на 1 литре вного топлива проезжает 575 километров, – рассказывает Анатолий Туренко. – Практически ежегодно мы участвуем в Shell Eco-marathon – грандиозных международных соревнованиях по экономии энергии на специально созданном автомобиле «ХАДИ 34», причем наша команда – единственный представитель стран СНГ на этих заездах. В прошлом году наши ребята среди 250 участников  заняли 24-е место и это очень хороший результат. Автомобиль студенты собирали сами: двигатель взяли от японской газонокосилки, установили электронное зажигание, продумали аэродинамику и т.д. На сегодняшний день уже есть наработки новой машины, но пока нет финансирования, чтобы воплотить идеи в жизнь.

В помощь современным водителям и еще одна разработка ученых автодорожного университета – магнитно-импульсная технология ремонта автомобилей.

– Вмятины на крыльях авто просто неизбежны в условиях современного интенсивного движения. Но если раньше крыло машины можно было снять и отрихтовать, то на современных авто этого не сделать, и избавиться от вмятины подчас бывает очень сложно, – говорит автомобилист со стажем Анатолий Туренко. – Три-четрые года назад ученые университета разработали приборы, которые за счет магнитных усилителей вытягивают неровности на крыльях и бамперах, при этом перекрашивать места удара практически не нужно. Изучая данную проблему, наши специалисты защитили с десяток диссертаций и нашли идеальный метод борьбы с вмятинами: разработаны специальные программы, которые, учитывая состав краски, покрывающей поверхность, и толщину неровности, подбирают идеальную силу тока, чтобы предельно аккуратно отрихтовать поверхность.
К сожалению, владельцы СТО не интересуются наработками ученых ХНАДУ и в эпоху такого мощного прогресса в автомобильной сфере работают все еще по старинке, сетуют ученые.

Правила дорожного движения должны знать все!


Но не только от качества дорог и машин зависит безопасность дорожного движения. Это хорошо понимают в профильном вузе. По данным правоохранителей, в прошлом году аварийность на магистралях Украины снизилась на 20%, есть в этом заслуга и харьковских автодорожников.

– Наши кафедры разрабатывают специальные программы по безопасности движения, ученые продумывают безопасные развязки на магистралях, – делится ректор ХНАДУ. – Помимо этого, студенты и молодые преподаватели факультета транспортных систем – активные пропагандисты соблюдения правил дорожного движения: они ежегодно проводят автопробеги по Украине, читают лекции в школах, проводят соревнования на знание ПДД среди студентов, а для школьников ежегодно устраивают брейн-ринги, часто выступают по телевидению. В кадетском корпусе в Эсхаре нас попросили организовать класс безопасности дорожного движения. Ученые кафедры организации и безопасности дорожного движения занимаются конструированием светофоров, разрабатывают так называемые зеленые волны на улицах, развязки и паркинги для транспорта – все это необходимо Харькову.

Важность разработок ХНАДУ признает государство
О качестве работы вуза лучше всего расскажут достижения его сотрудников, считает ректор.
– За последние пять лет в нашем университете было защищено 20 докторских и 135 кандидатских диссертаций, в свет вышло 160 монографий, 22 учебника и 230 учебных пособий, – перечисляет Анатолий Туренко. – Только в прошлом году у нас защитились семь докторов и 29 кандидатов наук, а это хороший показатель. Что касается научных работ, то за последние пять лет на наши исследования из государственного бюджета университет получил более 4,5 миллионов гривен, и еще 27 миллионов было выделено из спецфонда.