
Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – руководитель общественной организации «Защита прав пациентов» медицинский юрист Анна Москаленко.
Врач или рвач? Пациент или подопытный кролик?
– Добрый день, Анна Владимировна. Вам звонит Артем Валентинович. Мне не раз пришлось лежать в стационарах и ходить по поликлиникам. Поэтому знаю, что нарушений в нашем здравоохранении масса. Но какие права пациентов нарушаются в области чаще всего?
– Самое распространенное – нарушение 49 статьи конституции Украины на оказание бесплатной медицинской помощи. А самый вопиющий случай – когда хирург во время операции забыл внутри пациентки медицинский инструмент, при этом потребовал у нее дополнительной оплаты за то, что пришлось делать повторную операцию – для извлечения забытого им инструмента. Кроме того, под разными предлогами с пациентов вымогают оплату, и для этого врачи прибегают к трюкам. Например, недавно в нашу организацию позвонил пациент и спросил, правомерно ли, что врач предложил ему оплатить бланк больничного листа. Очень часто медики вымогают деньги под видом благотворительных взносов. Ко мне обратился мужчина, мать которого лежит в одном из коммунальных лечебных учреждений – в довольно известном в Харькове институте. Ему предложили оплатить через банк три тысячи гривен. Хирург сказал мужчине, что он начнет делать операцию его матери, только когда он получит подтверждение оплаты. Когда я выехала на место, оказалось, что этот доктор пишет диссертацию и хотел на пациентке испробовать новый аппарат. Мало того что врач не посвятил пациентку в то, что аппарат еще не сертифицирован, – он хотел сделать это за ее счет. К счастью, история закончилась благополучно. Операция прошла удачно, пациентка согласились на опыт, но аппарат оплатил сам хирург, поскольку он был в этом заинтересован.
– А какую ответственность должен был понести этот врач?
– За подобные действия возможна гражданская ответственность за нарушение основ законодательства Украины о здравоохранении – статьи 44, 45 «Опыты и эксперименты над людьми». Если бы операция закончилась неблагополучно, доктору можно было бы предъявить статью 142 Уголовного кодекса за незаконное проведение опытов над человеком. Когда люди попадают на третий уровень медицинской помощи – в высокоспециализированные учреждения при Академии медицинских наук Украины, они надеются получить высококвалифицированную помощь, но довольно часто им предлагают другое: доктор пишет диссертацию, использует новые лечебные методы и испытывает на больных еще не апробированные или не зарегистрированные в Украине препараты. Следует напомнить, что, согласно Конвенции о правах человека, проводить опыты над людьми запрещено – даже над осужденными-смертниками и военнопленными.
Благотворительные взносы – это махинация чистой воды
– Добрый день. Анна Владимировна? Меня зовут Инна. Мне скоро рожать, а подруги рассказывают, что сейчас, прежде чем попасть в роддом, приходится платить. Это правда?
– Буквально каждый день звонят харьковчане и жалуются, что в роддомах требуют деньги под видом благотворительного взноса. Беременная женщина приходит в родильный дом, чтобы подписать согласие роддома ее принять, когда наступит родовая деятельность. Во время такого визита ей в категоричной форме заявляют, что она должна внести благотворительный взнос (на данный момент он составляет по Харькову от 200 до 600 гривен), и только после оплаты она получит подпись главного врача. Конечно, беременные женщины находятся не в том психологическом состоянии, чтобы отстаивать свои права, и платят. На самом деле беременные женщины имеют право выбора любого учреждения, и за это никто не имеет права взимать плату согласно ст. 38 Основ законодательства Украины о здравоохранении.
– А что делать беременным в таких случаях?
– Во-первых, до выписки из родильного дома сохранять чек, который выдает благотворительный фонд. Если роды прошли как нужно, если и роженица, и ее семья довольны услугами роддома, возможно, стоит простить медработникам эту махинацию. Если роды и обслуживание в роддоме прошли не так, как хотелось бы, чек об оплате благотворительного взноса нужно прикрепить к судебному иску о возмещении ущерба, причиненного медработниками.
– Так это все-таки махинация? Но такие махинаторы находятся на первом этаже каждого лечебного учреждения.
– Благотворительные взносы – это махинация чистой воды. Но как работает эта схема – нужно рассматривать в каждом отдельном случае. Потому как факт махинации нужно еще доказать: выманено ли это пожертвование под каким-то предлогом или вы сами добровольно расстались с деньгами. А то, что благотворительный фонд находится в каждом лечебном учреждении, – врачу ничем не грозит: он действует на основании договора аренды в рамках правового поля.
– А в каких отраслях чаще всего нарушаются права пациентов?
– Чаще всего права нарушают там, где на кону стоит жизнь пациента: как правило, в акушерстве и гинекологии, в хирургии и онкологии.
Отблагодарить врача можно и в глубине души
– Здравствуйте, Анна Владимировна. Вам звонит Светлана. Объясните, пожалуйста, если предстоит плановая операция, она должна быть бесплатной? «Благодарить» врача по закону не обязательно?
– Наше здравоохранение является бесплатным по статье 49 Конституции Украины. Оплата оперативного лечения не предусматривается ни одним нормативно-правовым актом страны. Благодарность к врачу – это то, что у вас в душе, или то, что вы сами решили для него сделать и в том размере, в каком вы хотите.
– То есть если врач озвучивает сумму – это нарушение?
– Абсолютно верно. Это нарушение ваших прав, и если требования врача об оплате будут зафиксированы на диктофон, доктор выплатит вам стоимость десяти таких операций.
– Подскажите, пожалуйста: если такая ситуация случается – куда можно обратиться с жалобой?
– Если вы хотите сами отстаивать свои права, можете написать жалобу главному врачу на неправомерные действия лечащего врача. Но в таком случае лечащий врач понесет лишь дисциплинарное взыскание – например ему объявят выговор. Поэтому если врач называет сумму, которую нужно заплатить за операцию, более грамотно в такой ситуации поступить следующим образом. Нужно кивнуть, соглашаясь на все условия, но озвученные им требование и сумму незаметно записать на диктофон. Для этого можно подойти к врачу, который уже назвал вам цену, и громко попросите его уточнить сумму, которую он хочет за операцию. Вы соглашаетесь с его условиями, но в момент передачи денег обязательно возьмите с собой свидетелей – лучше человека, с которым у вас нет родственных связей, например подругу. С диктофонной записью и свидетелями советую обратиться в организацию защиты прав пациентов, и через суд мы обязательно добьемся, чтобы доктор выплатил сумму, в несколько раз превышающую ту, что потребовал от вас. Но я рекомендую начинать отстаивать свои права только после успешного проведения операции, после выписки из стационара и полного выздоровления. До момента выздоровления у человека просто нет сил для борьбы, к тому же обычно человеку тяжело преодолеть психологический барьер и бороться с врачом, который его будет оперировать.
Пациентам больниц нужно сохранять все чеки
– Добрый день, Анна Владимировна. Меня зовут Сергей. Насколько я знаю, медицина у нас бесплатная. Но скажите, законно ли, что в стационаре приходится покупать лекарства за свой счет?
– Государство действительно обеспечивает пациентов необходимыми медикаментами, но к ним относятся только отечественные препараты, которые не всегда эффективны или чреваты массой побочных эффектов. Поэтому доктор может предложить вам купить более качественные препараты. Имейте в виду: если ваше материальное положение таково, что вы готовы рискнуть и согласиться на бесплатные медикаменты, вам их предоставят. Вы можете рассчитывать на бесплатные зеленку, йод, бинт и вату, из антибиотиков – только на цефтриаксон, из растворов – на физиологический раствор (может быть, для вас найдут пару флаконов глюкозы). Кроме того, вам могут предоставить гепарин, от которого в послеоперационном периоде уже отказались во всем мире. Несколько слов о бесплатном шовном материале. Кетгута в стационарах полно, но этот материал придумали еще в начале прошлого века и он давно устарел: прорезает мягкие ткани, края раны при этом расходятся. Он может не рассосаться, и тогда его обязательно нужно снимать. Поэтому обычно хирурги предлагают пациентам купить современный шовный материал - викрил.
– А что касается бинтов, салфеток, перчаток и прочего, что всегда есть в списках медикаментов, которые обязывают купить перед операцией?
– В больницах эти средства есть, но в недостаточном количестве, потому что часть пациентов привозит скорая помощь, и люди, находящиеся без сознания или не имеющие родственников, не могут обеспечить себя необходимым. Бинты, салфетки, вата, перчатки в списках пациентов – это своеобразный запас, который больницы делают неправомерно. Покупая медикаменты по выданному вам списку, обязательно сохраняйте чек. Если вы будете подавать в суд иск о возмещении убытков, они послужат доказательством.
Инвалидам пора подавать в суд на МСЭК
– Добрый день, Анна Владимировна. Меня зовут Андрей. Я вполне
здоров, но меня изумляет, почему человек, у которого нет конечностей, должен каждый год проходить МСЭК, чтобы подтвердить инвалидность? Я считаю, что это просто издевательство над людьми.
– Если у человека нет конечностей, одной экспертизы должно быть достаточно. Но у нас существуют бюрократические уловки: если протез подобран правильно, даже человеку без конечности снижают группу инвалидности – с первой на вторую. Для этого людей и гоняют. Обращаться в вышестоящий областной МСЭК в этом случае нецелесообразно: инвалида направят в клинику Украинского государственного научно-исследовательского института медико-социальных проблем инвалидности в Днепропетровске или в Научно-исследовательский институт реабилитации инвалидов в Виннице, куда он должен добираться за свой счет. К тому же не факт, что в институте ему не выдадут заключение, что конечность у него все-таки отрастет. Поэтому если назначают очередное посещение медико-социальной экспертной комиссии, я рекомендую обращаться в суд для обжалования решения МСЭК, причем с требованием компенсации материального и морального вреда. К сожалению, пока нет первопроходца, который показал бы всему Харькову, что выиграть в этом случае суд реально.
Личное дело

1 января 2013 года окончила Московскую гуманитарную академию по специальности «юриспруденция». С 8 апреля 2013 года – руководитель общественной организации «Защита прав пациентов, потребителей, товаров и услуг и лиц, пострадавших от неправомерных действий».
Замужем, есть сын. Хобби – восточные танцы.