В харьковском банке «Меркурий» столпотворение: пенсионеры глотают сердечные капли, мамы жалуются, что им не на что содержать малышей, студенты тщетно пытаются снять в банкоматах стипендию.

Сотни людей ежедневно штурмуют отделения банка в надежде получить свои деньги. Однако большинство уходит ни с чем.

Проблемы с выплатами пенсий, говорят пенсионеры, начались в начале декабря. Сначала деньги задерживали, потом стали выдавать, но не в полном объеме. Сейчас в некоторых отделениях прекратились даже частичные выплаты. С четырех утра пожилые люди записываются в очередь в надежде получить хотя бы часть пенсии. Сотрудники только руками разводят: «Нет денег».

– В отделении банка на Полтавском шляхе ежедневно собирается несколько сотен человек, люди стоят с утра до вечера. Я уже несколько дней прихожу, и все равно в очереди после трехсотого номера, – рассказывает читательница «Вечернего Харькова» Роза Сенцова. – В день обслуживают несколько десятков человек, выдают по 500 гривен, остальные вынуждены приходить уходить на следующий день. Да и чтобы получить оставшуюся сумму – нужно заново занимать очередь.

– На пенсии я продолжал работать и не снимал «пенсионные» несколько лет, так что накопилась приличная сумма. Теперь ни за январь пенсию получить не могу, ни сэкономленные деньги, – сетует читатель Вячеслав. – Как объяснили в отделении банка, которое находится на проспекте Ленина, два раза в неделю сюда привозят по десять тысяч гривен и выдают по 500 гривен на человека. Получается, в день эту сумму могут получить не больше 20 человек. Более того, когда привезут деньги – неизвестно. Я, например, занимаю очередь в 4.00, а денег в этот день не привозят.

– Я только что из отделения банка, которое расположено на улице Петровского, – позвонил 7 февраля в редакцию Владимир. – В 9 утра объявили, что денег в банке нет, и раньше вторника можно не приходить. При этом никаких объяснений – мол, руководство банка находится на переговорах с НБУ в Киеве.

Без средств к существованию остались не только пенсионеры, но и мамы с маленькими детьми.

– Уже месяц пытаюсь получить пособие на ребенка. Сегодня ходила в отделение, заняла очередь – по спискам 696-я! Пенсионеры с самого утра ждали, когда привезут деньги – хватило человек на сорок, – сокрушается Евгения.

– У меня нет денег, чтобы купить ребенку питание, – чуть не плачет Ангелина. – Сотрудники банка каждый день кормят завтраками. Дали телефон горячей линии, дозвониться туда практически невозможно, но даже если получается – ничего определенного там не сообщают. Но мой ребенок хочет кушать сегодня и лекарство ему сегодня нужно купить!

Мама-одиночка Анжела получает в «Меркурии» не только пособие на ребенка, но и пенсию по инвалидности.

– Я инвалид второй группы по зрению. С декабря сидим с полугодовалой дочкой без денег– других доходов у меня нет. Как жить?! – переживает она.

«Мне приходилось во всем себе отказывать»


Не могут забрать свои депозиты и вкладчики.

– Срок депозита истек еще 15 января. Через два дня я пришел за деньгами – в ответ: «Денег нет». Когда будут – неизвестно, – рассказывает Анатолий. – В тот же день написал заявление о выдаче депозитного вклада. Вопрос обещали решить в течение двух-трех дней, но до сих пор никакой реакции. Написал жалобу в НБУ – ответа еще нет. Наверное, придется обращаться в суд.

Не могут получить свою стипендию через банкоматы «Меркурия» и студенты.

– Стипендию не снимала с начала учебного года – хотела накопить на экскурсионный тур за границу. И когда настал этот день – оказалось, что получить деньги не могу, – делится студентка Вероника. – А там больше трех тысяч гривен – чтобы их собрать, приходилось во всем себе отказывать.

Нацбанк обещает ответить на все жалобы


Некоторые клиенты банка обратились с жалобами на «Меркурий» в Пенсионный фонд. Однако там тоже ничем помочь не могут.

– Советуют открывать пенсионные счета в других банках и отказываться от обслуживания в «Меркурии», – рассказывает пенсионерка Галина Пенько. – Я уже написала заявление о переводе пенсии в «Ощадбанк», но первые выплаты смогу получить только через два-три месяца.

Посыпались жалобы и в управление Национального банка Украины в Харьковской области.

– Сейчас принимаются соответствующие меры, – сообщили «Вечернему Харькову» в управлении, однако от конкретики воздержались, сославшись на банковскую тайну.

«Статьей 60 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» определено, что информация о банках или клиентах, которая собирается во время проведения банковского надзора, составляет банковскую тайну», – сообщили в ответ на официальный запрос «Вечернего Харькова» в управлении НБУ в Харьковской области, добавив, что «письменные и устные (по телефону линии доверия) обращения граждан относительно ПАО «Банк «Меркурий» рассматриваются в установленном законодательством порядке. Ответы на них предоставляются в указанный в ст. 20 ЗУ «Об обращениях граждан» срок».

Пострадавшие клиенты решили: пора переходить к активным действиям по возврату финансов. Активисты на форумах создают инициативную группу для обращения к депутатам, в прокуратуру и УБЭП.

Ситуацию спровоцировали сами клиенты?


В самом же банке «Меркурий» уверяют: руководство предпринимает шаги по стабилизации ситуации и призывают клиентов не паниковать.

– Нестабильная ситуация в стране вызвала ажиотаж со стороны населения и одновременный повышенный спрос у клиентов на наличные средства, что привело к созданию очередей и невозможности части клиентов получить средства, – дал официальное объяснение банк «Меркурий». – В декабре 2013 года на текущие счета пенсионеров и получателей денежной помощи было зачислено 21,04 млн. грн., поступивших из Пенсионного фонда. Фактически этой категорией клиентов было получено более 32,7 млн. грн. Кроме этого, в декабре 2013 года нашим банком было возвращено 7,93 млн. грн. по вкладам физических лиц. В январе 2014 года банк продолжает выплаты с текущих счетов физических лиц, в том числе пенсионных. Проводится работа по возврату вкладов населению, наращивается клиентская база: открываются новые счета клиентам – физическим лицам и субъектам хозяйствования. Продолжают сотрудничать с нами и прежние клиенты. Мы не отрицаем, что повышенный спрос на наличные средства вызвал определенные сложности с выплатами. Руководство банка предпринимает шаги по стабилизации сложившейся ситуации.

Официально
Как сообщается на официальном сайте НБУ, Национальный банк Украины разработал механизм оперативного поддержания ликвидности банков, который позволит в случае ухудшения рыночных ожиданий сохранять доверие населения к банковской системе и способствовать ее стабильной работе.

Указанный механизм предусматривает проведение Нацбанком внеочередных тендеров по поддержанию ликвидности банков, которые имеют отток срочных вкладов (депозитов) физических лиц, на срок до 360 дней. Решение о проведении тендеров будет приниматься по результатам анализа ситуации на денежно-кредитном рынке и состояния ликвидности банковской системы.

5 февраля, сообщается на сайте НБУ, уже состоялся очередной количественный тендер по рефинансированию банков. Удовлетворены заявки восьми банков в сумме 200 млн грн. по процентной ставке в размере 6,50% годовых. Пока список «счастливчиков» не оглашается, но клиенты «Меркурия» очень надеются, что их банк вошел в перечень этих финучреждений.