Ох уж эта акустика советского жилья! Каждый день из соседней квартиры автор этой статьи слышит истошные крики матери, увещевающей свое чадо: «Вадик, помой посуду!» Этот крик в различных вариациях продолжается едва ли не круглые сутки. Обычно все заканчивается словами: «Как будто не слышит! Ну как же его заставить хоть что-то сделать?!» Эта история так запала мне в душу, что я решил обратиться к одному из лучших экспертов по данному вопросу — учителю высшей категории Леониду Микитченко, который на днях признан Учителем года-2006 в Киевском районе.

Заставлять? Зачем заставлять?!
О том, что Леонид Иванович — учитель, догадываешься сразу же, лишь завидев его. Он буквально излучает флюиды доброты и теплоты. Стройный, подтянутый и уже немолодой человек с прозрачными, искрящимися детскими глазами. «Что ж Вы после уроков-то пришли?» — сокрушается он. — Соколиков-то моих нет, все по домам уже... Жалко, а то б я Вас познакомил... Они у меня замечательные!» «Соколики» для Леонида Микитченко — это все без исключения ученики: и большие, и маленькие, и отличники, и двоечники. Школьники за привычку к этому слову придумали учителю прозвище «соколик», разумеется, употребляют его за спиной, тайком. Леонид Иванович знает, но не обижается, говорит: «Работать с детьми и не иметь чувства юмора — невозможно. Вообще, если не умеешь смеяться — с ребенком поладить будет очень трудно...»
Коллеги по школе-гимназии № 55 говорят, что если нужно что-то в учебном заведении силами учеников сделать — Леонид Микитченко незаменим. Он — один из немногих преподавателей, кто может организовать детей на любое, даже самое сложное дело: посадить цветы, забор покрасить или, скажем, бордюры побелить. Причем работают у Леонида Ивановича споро, дружно, на одном дыхании. Да и на уроках, которые проводит учитель, ребята трудятся самозабвенно, огорчаясь, когда слышат звонок, возвещающий о начале перемены...
С порога задаю тот самый сакраментальный вопрос:
— Так как же заставить детей трудиться?
— Заставлять? — удивленно переспрашивает учитель. — Зачем заставлять?! Я, наоборот, их все время сдерживаю...
Главное – атмосфера и личный пример
Путь в учителя для Леонида Микитченко начался непросто. Отец — Иван Васильевич — офицер, человек, которого уважали безоговорочно и слушались беспрекословно. Глядя на офицерское житье-бытье, Леонид Иванович и сам мечтал о военной карьере. Но не получилось — не прошел по здоровью. Мать — Галина Григорьевна — душа харьковского театрального бомонда. Именно от нее у учителя Микитченко — великолепный художественный вкус, знание всех театральных и музыкальных новинок, знакомство с актерами и представителями других творческих профессий. Леонид Иванович не пропускает премьеры спектаклей и концерты гастролирующих знаменитостей. В свое время он пришел к единственно верному решению: раз уж не судьба ему стать во главе солдатского строя — стоит попробовать стать учителем.
Поначалу, поступая в Волгоградский государственный педагогический институт имени Серафимовича, будущий педагог выбрал для себя стезю «англичанина», решил учить детей иностранным языкам. В приемной комиссии его начали отговаривать — времена-то были совсем другие, это считалось непрестижным, на данную специальность поступали только представительницы слабого пола. Экзаменаторы говорили, мол, стань учителем труда, черчения и физики — это ж гораздо более интересное дело! Леонид поддался — и, как говорит сегодня, ни разу с тех пор не пожалел об этом.
В 1981 году молодой педагог получил диплом и устроился в местную, волгоградскую школу. И сразу же заявил о себе как о новаторе — о нем даже газеты писали (по тем временам для молодого специалиста — успех небывалый). Один из заголовков говорит сам за себя — «Школа Микитченко». А дело в том, что по инициативе учителя на местном заводе, производящем буровое оборудование, возник... настоящий школьный цех! У ребят была даже своя раздевалка, свое помещение, свои заказы...
1988 год — крутой жизненный вираж: Леонид Иванович приезжает в Харьков, попадает в СШ № 55. Сейчас он признается, что здесь все было по-другому, не так, как в Волгограде. Молодой педагог едва не растерялся из-за непривычной обстановки — но нашлись люди, которые подставили плечо, помогли. Сегодня Леонид Микитченко называет преподавателей средней школы № 62 Николая Логинова и Ивана Ткаченко своими учителями, так как многие методики работы он перенял именно у них.
— Для того чтобы и преподаватель, и его ученики могли полностью раскрыться, реализовать себя, достичь чего-то в совместной работе — необходима соответствующая атмосфера тепла, искренности, взаимного уважения. То есть все то, что у меня и моих соколиков получается — выигранные олимпиады, грамоты, благодарности — это заслуга всего педагогического коллектива нашей школы и ее директора. Вообще, дети творят, создают, духовно развиваются только тогда, когда эта самая атмосфера создана — причем речь идет и об учебном заведении, и о семье. Детям важно знать, что их любят. Если они этого не чувствуют — с ними практически невозможно будет ничего сделать, они просто не захотят вас слушать!
— Леонид Иванович, так как же вам удается привлечь их к работе?
— Когда они попадают в мой кабинет впервые — это происходит в пятом классе — они заходят такие настороженные, любопытные, готовые все воспринимать «в штыки». А я просто при них включаю станок и делаю подряд 2-3 детали за каких-нибудь десять минут. В глазах юных зрителей — восхищение, это воспринимается как фокус, ведь просто на их глазах легко и непринужденно из ничего рождается нечто... Сейчас дети не такие, как раньше, они более непосредственны. Могут, например, запросто сказать: «Дядя, дай порулить!» или «Класс! Я тоже хочу!» А я их останавливаю: «Нет, ребята, чтобы встать за станок нужно сначала многому научиться, много чего прочитать...» И все — их не нужно заставлять или просить: я их заинтересовал, показал на личном примере, как это интересно и замечательно, и они увлеклись этим...
Экономика начинается с рашпиля и рубанка
— Сегодня дети все больше увлечены компьютерными играми, всяческими современными штучками... Неужели они соглашаются взять в руки напильники и зубила, да и нужны ли они сегодня?
— Да, увлечение компьютерами среди детей является сегодня практически повальным. Музыкальные центры, мобильные телефоны, МП-3 плееры... Все это, конечно, хорошо, дети должны идти в ногу со временем, им интересно все новое. Но вот даст ли им вся эта техника действительную жизненную пользу — очень сомневаюсь. Понимаете, за четверть века работы с детьми я заметил такую закономерность: «круглые» отличники в жизни (после окончания школы) занимают «средние» позиции. А вот «середняки» — дети, которые учатся не ради оценок, но стремятся во всем разобраться, все понять, интересуются, увлекаются, вот эти достигают самых больших успехов в жизни. Среди моих выпускников есть и удачливые бизнесмены, и руководители, так что я знаю, о чем говорю...
— А дети, которые не хотят заниматься трудом?
— Таких не бывает! Ведь у нас здесь не просто кабинет — это настоящее производство. Как только дети приходят ко мне на первый урок — мы сразу же выбираем с ними бригадиров, мастеров, тех ребят, которые будут это производство возглавлять. И класс превращается в трудовой коллектив — ведь ребенку так важно почувствовать собственную значимость, ответственность. Если кто-то плохо работает — он не меня подводит, а своего бригадира или мастера. Здесь — прямая связь с пониманием экономики: кто лучше «заработал», как снизить себестоимость продукции, как сэкономить электроэнергию и так далее. «Большая» экономика действительно начинается с рашпиля и рубанка. Не понимая элементарных вещей, не чувствуя их, успеха в жизни достичь невозможно...
Леонид Иванович говорит, что у детей, не умеющих держать лобзик и молоток, даже речь развита хуже, чем у тех, кто с рабочими инструментами на «ты». Созидание чего-то своими собственными руками — очень важное для детей дело. «Никто не говорит, чтобы все ребята в будущем выбирали рабочие профессии. Речь идет о целостном воспитании личности. — Убежден Леонид Иванович. — Чем прикажете гордиться подростку? «Крутым» мобильником? Так это, извините, не его заслуга. Спортивными достижениями? Но их могут добиться далеко не все, с другой стороны, спорт — это не единственное, что есть в жизни. Умение созидать позволяет ребенку гордиться тем, что он делает своими руками, позволяет ему выбрать нормальную жизненную позицию. А компьютерные игры — наоборот, дают повод гордиться успехами виртуальными, ненастоящими, ведь одержанные в них победы — иллюзорны. Вот почему подарить сыну лобзик или, скажем, молоток — не менее важно, чем приобрести для него компьютер...»
Какие могут быть секреты?!
И все же автор статьи не мог не усомниться в том, что привлечь детей к труду так просто, и стал настаивать, чтобы учитель раскрыл секрет, как это удается.
«Какие могут быть секреты?!» — не сдавался педагог. И провел экскурсию по своему хозяйству: токарные станки и верстаки, всюду — чистота и порядок, все словно только что выпущено с конвейера, хотя понимаешь, что каждому прибору как минимум 20 лет. Железные парты с тисками, вокруг каждого рабочего места — сетка, предохраняющая соседей от всяческих неприятностей. «Видите, нигде нет никаких повреждений — детям просто не хочется здесь ничего ломать, им это неинтересно — гораздо интереснее что-то изготавливать, делать. Я не могу их остановить, бывает очень сложно выгнать соколиков на перемену — они хотят продолжать работу...» — говорит учитель.
Все же собеседник открывает маленькие хитрости своего дела: ставя задачу ученикам, он обязательно что-то недоговаривает — либо упускает какой-то размер, либо дает неполный чертеж. Так что ребятам приходится совещаться между собой, спорить, искать правильный ответ. Тот, кто первым находит решение — становится героем. Леонид Иванович подходит к нему, пожимает руку, благодарит, признается, что сам бы ни за что не догадался. «Ребенку очень важно почувствовать, что он чего-то достиг. Как, я оказался сообразительнее учителя?!», думает он. И гордится собой, старается работать еще лучше...» А еще, по словам Микитченко, важно с самого начала задать правильный тон в разговоре. Он, например, общается с детьми только на «Вы» и по имени-отчеству: «У нас же не обычный класс, а производство, значит, мы — коллеги. Трудовая дисциплина — не только для детей, но и для учителя, значит — никакого «панибратства», только деловые отношения». Ролевая игра, которая продолжается годами — это не просто учительский «трюк». Скорее это — жизненное кредо самого Леонида Микитченко.
Умеющий работать — умеет и отдыхать. Страстный любитель шахмат, Леонид Микитченко после уроков устраивает настоящие матчи со своими единомышленниками — учителями или учениками. А еще — футбольные поединки. Правда, в последний год от футбола пришлось воздержаться — здоровье подвело. Еще одна страсть учителя — музыка. «Стинг» и Поль Мориа, другие группы, современные и не очень. Музыку Леонид Иванович ставит на переменах: кому нравится — может слушать вместе с ним. Кому нет — выходят в коридор. Говорит, что уверен: музыка помогла бы ученикам и на уроках, и на экзаменах. Но у всех — свои вкусы, кому-то мелодия может и помешать, поэтому со звонком ее приходится выключать.
Еще один секрет — умение говорить с детьми на одном языке, понимать их. Педагог рассказывает: «Пример — на урок приходит новенький ученик, он явно раздражен, ведет себя вызывающе. Я спрашиваю, мол, что случилось. А он чуть ли не в истерике говорит: «Что-что, «Юва» пролетела!» А я и отвечаю, что тоже болею за «Ювентус» и мне тоже обидно, что он проиграл. «Как?! — удивляется малыш. — Не может быть!» И все, мы подружились, потому что понимаем друг друга и болеем за одну команду. А если бы я стал его одергивать, делать замечания, наказывать — он замкнулся бы в себе и просто не воспринимал бы ни меня, ни предмет, который я преподаю.
Знаете, когда ученикам даешь свободу творчества, лобзик и кусок фанеры — они словно преображаются. Начинают творить точно настоящие художники: рисуют, выпиливают, выжигают. Получаются настоящие шедевры: слоники, машинки, персонажи мультфильмов и сказок... Просто на глазах дети буквально преображаются — все их работы мы бережно сохраняем вот уже несколько лет. Их просто нельзя выбросить, так как в каждой — тепло души ребенка, поразительная искренность и чистота... Вот почему обучение — это не односторонний, а обоюдный процесс, вот этой-то чистоте, откровенности, искренности я и учусь у них, у моих соколиков...» — говорит учитель напоследок.
Предлагаю педагогу выбрать какую-то лучшую поделку, чтобы сфотографироваться. Слышу возмущенное: «Вы что?! Как я могу выбрать чью-то одну работу — другие соколики обидятся! Они ведь все старались, трудились... Нет, снимайте лучше все вместе!» И я понял главный секрет учителя Микитченко, имеющего в активе и министерские почетные грамоты, и благодарности от руководителей города и области, и уважение коллег, — его безграничная любовь к детям. Учителю уже за пятьдесят и он имеет право уйти на пенсию, да и здоровье, бывает, пошаливает. «Как же я брошу моих соколиков?!» — сокрушается он и остается работать. Разумеется, мальчишки чувствуют это и готовы идти за своим предводителем в огонь и воду. «Трудовики» не так уж часто становятся «учителями года». Хочется пожелать Леониду Ивановичу дальнейших педагогических успехов.