Чтобы не было искалеченных судеб, предательств, страшных ран и смертей, чтобы афганская война стала для украинцев последней войной, о ней надо помнить, считают авторы спектакля, посвященного 25-летию вывода советских войск из Афганистана. Премьера состоялась в Харьковском театре для детей и юношества.

«Становилось как-то неловко, что я не ранен»


– Афганская тема на данный момент не особо популярна: не Майдан, не революция, не «Беркут», не амнистия. Во времена войны в Афганистане мне было 18–20 лет. Я был молодым и горячим, мечтал изменить мир к лучшему, – делится генеральный продюсер спектакля Владимир Карасик. – Заканчивая учебное подразделение в армии, подал заявление о переводе в Афган. Не взяли: наша учебная дивизия готовила сержантов только для службы в Ленинградском военном округе. Отслужил, вернулся в Харьков — жизнь продолжалась. Но когда слушал афганские песни или рассказы отслуживших там, ком подступал к горлу – становилось неловко, что я не ранен, не контужен. И чем больших успехов в жизни я достигал, тем это чувство становилось сильнее. С годами мне стало казаться, что я хоть и не участвовал в той войне, но имею право и даже должен делать все, чтобы помочь сохранить это в памяти.
          
В 2009 году Владимир Карасик организовал вечер памяти «Пять снов после войны», посвященный 20-летию вывода войск из Афганистана. После того вечера со слезами на глазах выходили из зала не только афганцы, но и юные ребята и девчонки. Владимир Карасик принял решение создать спектакль и к 25-летию вывода советских войск. Вместе с автором сценария и режиссером Владимиром Джурой они приступили к  работе. Посильную помощь в организации оказывали харьковские ребята-афганцы – консультировали, делились воспоминаниями, помогали реквизитом.

За каждым эпизодом – реальное событие


– В основу пьесы положены реальные факты и события из биографии харьковчан – ветеранов афганской войны и воспоминания моих одноклассников, служивших в Афганистане, – рассказывает автор пьесы и режиссер-постановщик спектакля «Последняя война» Владимир Джура. – В пьесе есть некоторые обобщения и художественный вымысел, но за каждым эпизодом спектакля стоит реальное событие.

Есть в пьесе и собирательные образы. Так, в одном из главных героев Владимире Киселеве зрители увидели аналогию с героем афганской войны Владимиром Киселем, награжденным тремя медалями «За отвагу»: стали поговаривать, что в жизни Володя был другим. Однако, как говорит Владимир Джура, он знал и безмерно уважал этого человека и, возможно, в будущем появится новый спектакль или фильм о жизни Владимира Киселя – Компота, как его звали афганцы всего Союза. Но это будет уже другая история, а в пьесе «Последняя война» Владимир Киселев – собирательный образ ветеранов-афганцев.

Матери верят, что сыновья вернутся


– Тот, кто хорошо знает афганское движение в Харькове, смог «опознать» на сцене и Николая Овчаренко, и Виктора Борзова, и Геннадия Ломакина, и Николая Хорошева, и Виктора Коваленко, и Владимира Рыжкова, и Алексея Пивовара, и Сергея Лагутина и многих других ребят-афганцев. О жизни и судьбе каждого из них можно и нужно рассказывать, – говорит автор пьесы. – А вот герой спектакля Андрей Кулаев – реальное лицо, и сцена встречи в вагоне с парнем-афганцем была описана моей одноклассницей. Реальный Андрей Колаев (в пьесе изменена фамилия) погиб. В апреле 1985 года, рискуя жизнью, под огнем противника, отважный парень бросился на помощь товарищам, попавшим под интенсивный огонь противника. Он был смертельно ранен разорвавшейся рядом с ним миной.

В пьесе Андрей Кулаев выжил. Назло всему и даже правде: Владимир Джура не мог позволить, чтобы такие люди умирали.

– Можно это и называть «художественным вымыслом», но, общаясь с мамами ребят, погибших в Афганистане, я понял одно: каждая из них до конца жизни верит и будет верить в то, что ее сын обязательно вернется с той последней войны ХХ столетия, – говорит автор.

«Сразу видно – на сцене играет наш «бача»


Актерам не довелось воевать в Афганистане, но их работа очень убедительна. Для актера Юрия Суржко, сыгравшего роль Владимира Киселева, наивысшей оценкой его творчества стало то, что один из афганцев обронил такую фразу: «Сразу видно, что на сцене играет наш «бача». Многие зрители поверили в то, что и Юрий Суржко, и Михаил Чатченко (роль Андрея Кулаева) действительно служили в Афганистане. 

Основным элементом декорации стал киноэкран, на котором проходит жизнь целых поколений одного из самых могущественных государств ХХ столетия – Советского Союза. С экрана смотрят в зал и ныне живущие ветераны-афганцы, и те, кто ушел в вечность.
– Очень хотелось бы, чтобы спектакль стал репертуарным, чтобы его увидели как можно больше людей, особенно молодежи, – говорит Владимир Карасик. – Может, тогда что-то изменится к лучшему, кто-то станет чуточку добрее.

Актеры против спекуляций на афганской теме
В «Последней войне» затронута проблема лжеафганцев.

– В каждом городе были и, к сожалению, есть подобные истории, – вздыхает Владимир Джура. – В пьесе за основу взят сюжет, когда разоблачили лжеафганца – депутата горсовета Калининграда, присвоившего медаль «За боевые заслуги» и два ордена. Такие факты не единичны. После премьеры спектакля ко мне подошел ветеран – афганец, мой друг Алексей Пивовар. Он рассказал очень похожую историю, которая произошла в нашем городе несколько лет тому назад. Не хочу называть фамилию харьковского лжеафганца, но подобные случаи и истории, увы, не редкость.