Казалось бы, что это только в далекой Америке во время грянувшего экономического кризиса, задолжавшие за свое жилье заемщики могли оказаться на улице. Оказывается, такая практика существует и в Харькове!

Купив жилье в кредит, шесть лет спустя пенсионерка Людмила Евчук стала бездомной: за долги квартиру продали на торгах, а ее на зиму приютили знакомые.
 
11 октября 2007 года Людмила Васильевна заключила с банком кредитный договор на сумму 66400 долларов сроком на 15 лет (до 11 октября 2022 года) под 15,5% годовых. Также был заключен договор ипотеки, где «предметом ипотеки» стала квартира на Пушкинской.

– Три с половиной года я выплачивала кредит день в день, час в час – до копеечки. Но когда курс доллара стал расти, начал накапливаться долг. Реструктуризировать его банк отказался. Суд принял решение взыскать с меня задолженность, – рассказывает женщина. –  В 2013 году квартиру оценили и продали на торгах за копейки – этой суммы не хватило даже на погашение долга. Вскоре новый хозяин просто выкинул меня из квартиры. И теперь я, инвалид, вынуждена зимой ютиться у знакомых.

Женщина уверена, что торги были  проведены с нарушениями,  лишив ее возможности оспорить результат оценки квартиры.

– Во-первых, меня не поставили в известность надлежащим образом о дате и времени прохождения торгов, на которых была продана моя квартира. О том, что она ушла с молотка, я узнала лишь на следующий день после торгов, – говорит она. –  Кроме того, государственный исполнитель не направил мне акт-отчет об оценке имущества для ознакомления, тем самым нарушил мое право оспорить оценку имущества.

Как объяснил руководитель Юридической клиники Виктор Янишен,  если квартира находится в ипотеке, суд обращает взыскание именно на предмет ипотеки – то есть на квартиру. Причем должника имеют право выселить, даже если это его единственное жилье.

– Спасти могут только дети – в этом случае необходимо согласие органа опекунского совета, – уточняет Виктор Петрович. –  Преклонный возраст и инвалидность должника весомым аргументом не являются.

Однако юрист подтверждает – о стоимости продаваемой квартиры ипотекодержатель должен быть уведомлен. По словам Виктора Янишена, начальная цена продажи квартиры должника устанавливается решением суда или по соглашению между ипотекодателем и ипотекодержателем. Если согласия не достигнуто,  тогда на основании оценки квартиры, причем определение стоимости  производится по рыночным ценам, действующим на день определения стоимости имущества. С этой целью госисполнитель привлекает профессионального оценщика, имеющего соответствующую лицензию.

Насколько это законно и нет в ли особых льгот у пенсионеров и инвалидов в таких случаях, «Вечерний Харьков» выяснял у юристов.

– О результатах оценки имущества государственный исполнитель сообщает взыскателю (банку) и должнику,  –  подчеркивает руководитель Юридической клиники Виктор Янишен. – Причем сторона считается ознакомленной с результатами оценки, если ей отправлено сообщение заказным письмом по адресу, указанному в исполнительном документе, или по месту фактического проживания. Если стороны с оценкой не согласны, они имеют право подать госисполнителю возражения в десятидневный срок со дня поступления сообщения, и тот назначает рецензирование отчета об оценке имущества. Связанные с этим расходы несет сторона, которая возражает против результатов оценки. В случае несогласия и с этой оценкой стороны имеют право обжаловать его в судебном порядке в десятидневный срок со дня получения уведомления.

Что касается публичных торгов, то они проводятся в двухмесячный срок со дня получения организатором публичных торгов заявки от госисполнителя на их проведение. При этом за 15 дней до их начала в СМИ должна быть опубликована информация о времени, месте проведения торгов с описанием предмета ипотеки, который подлежит продаже, а также указано, где можно получить дополнительную информацию об условиях проведения публичных торгов.

– Кроме того, не позже дня публикации в СМИ организатор публичных торгов должен письменно известить госисполнителя, ипотекодателя и ипотекодержателя о дне, времени и месте проведения публичных торгов и о начальной цене продажи имущества, которая не может быть ниже 90% его оценочной стоимости, – уточняет юрист. –  Любой участник публичных торгов вправе в течение трех месяцев со дня проведения торгов обжаловать их результаты в суде по местонахождению недвижимого имущества.

При этом Виктор Янищен обращает внимание: если заемщик до дня продажи предмета ипотеки на публичных торгах погасит задолженность по кредиту вместе с возмещением любых расходов и убытков (процентов, неустойки и т. п. ) – реализация его квартиры  прекращается.

Что касается реструктуризации долга, то она возможна на добровольной основе.

– Реструктуризация – это результат договоренности заемщика с банком (кредитором ), – объясняет Виктор Янишен. –  Обязательные основания для ее проведения в данном случае в нормативном порядке не установлены. Поэтому банки принимают такое решение по своему усмотрению.

Учитывая вышесказанное, юрист рекомендует нашей читательнице обратиться в суд, чтобы обжаловать торги, которые, по всей видимости, проходили с нарушением установленной процедуры.

–  Если торги будут признаны недействительными,  процедуру придется проводить заново, – отмечает Виктор Янишен. –  Тогда у Людмилы Евчук будет возможность оспорить и результаты оценки квартиры. А возможно – и убедить банк в целесообразности реструктуризации долга.