В центре украинской столицы продолжается жесткое противостояние сотрудников правоохранительных органов и оппозиции: тысячи пострадавших, сотни госпитализированных, десятки погибших. Среди них – харьковчане.

В ряде областей тоже неспокойно: захват обладминистраций и военных частей, штурм милицейских участков и СБУ, сообщения о минировании поездов и блокирование государственной границы. Страна на грани войны.

По данным МВД, за два минувших дня (по состоянию на 17.00 19 февраля) в противстояних погибли 26 человек: 16 гражданских и 10 правоохранителей, среди котрых два харьковчанина: старший лейтенант Виталий Гончаров – командир 2 роты специального назначения военной части 4125 управления Крымского территориального командования (с. Малиновка, Харьковская область) и прапорщик Алексей Иваненко – музыкант-концертмейстер оркестра военной части 3005 управления Восточного территориального командования (Харьков).

По словам активиста харьковского Майдана Владимира Чистилина, среди гражданских погибших жителей Первой столицы нет. Владимир Чистилин рассказывает, что сотни харьковчан отправились в эти дни в Киев поддержать Евромайдан.

– Добираются как могут – на поезде, электричках, автобусах, машинах. Но проблема в том, что все дороги заблокированы правоохранителями – Кабмин ограничил движение в сторону Киева с 00 часов 19 февраля. Пробираются кто как может, – говорит активист.

Среди них – и молодая чета Дмитрий и Диана Пилипец, которые расписались в минувшие выходные. «Вечерний Харьков» дозвонился Дмитрию. 

– Мы находимся на Крещатике недалеко от кордона с «Беркутом». Активная фаза противостояния продолжается, – сообщил из Киева харьковский активист. – Сейчас в Киев съезжаются десятки тысяч людей из разных регионов Украины, в частности, с юга и востока Украины – из Донецка, Луганска, Полтавы, из Сум, приехали несколько сотен  харьковчан. Люди постоянно подтягиваются, формируется харьковская сотня самообороны. Нас постоянно штурмуют, сейчас пока не очень сильно, но штурм с одной или другой стороны может произойти в любую минуту.  Поэтому люди все прибывают и прибывают: восстанавливают и строят новые баррикады, тянут шины, бензин.  Мы готовимся к штурму. Вчера «Беркут» сжег харьковские палатки на майдане Независимости, в которых мы проживали, поэтому сегодня мы будем также решать вопрос с жильем.

Владимир Чистилин отмечает, что в  Харькове Майдан переходить к более решительным действиям не намерен.

– Мы организуем шествия, манифестации, мобилизуем людей для отправки в Киев,   стараемся обеспечить объективное информирование харьковчан о том, что происходит на Майдане, – говорит он. –  Наша главная задача – остановить кровавые события.

Тем временем члены «Правого сектора» «Вконтакте» заявили, что для отправки в Киев готовят и курсантов Харьковской академии внутренних войск МВД Украины. Активисты харьковского Майдана заблокировали выезд машин с силовиками с территории академии. По информации «Интерфакс-Украина» возникла стычка между курсантами внутренних войск с активистами Евромайдана и ультрас ФК «Металлист», которые хотели не допустить выезд курсантов на Киев.

– Курсанты в полной амуниции со щитами оттеснили людей от входа в академию, в ход пошли газовые баллончики и дубинки. Ультрас достали биты, – сообщает «Интерфакс-Украина».

Однако заместитель начальника академии по работе с личным составом Николай Тома не подтвердил информацию об отправке курсантов в Киев.

20 февраля 2014 года объявлено днем траура


Драматические события начали развиваться еще во вторник, 18 февраля. В этот день в Верховной Раде планировали рассмотреть изменения к Конституции и вернуть ее к редакции 2004 года, которая наделяет большими полномочиями парламент. Но рассмотрение вопроса было отложено, что вызвало недовольство как в стенах самой Рады, так и за ее пределами. Участники Евромайдана, протестуя против отказа обсуждать изменения основного закона страны, начали шествие в сторону ВР.  Несмотря на то, что марш позиционировался как «Мирное наступление», в какой-то момент активисты начали бросать в сторону милиции петарды, на что сотрудники правопорядка стали отвечать выстрелами из травматического оружия, свето-шумовыми гранатами и гранатами со слезоточивым газом.

Руководство СБУ и МВД потребовало от митингующих прекратить противостояние. В восемь вечера силовики начали зачистку площади Независимости, на которой собралось около 20 тысяч участников Майдана. В дело вступила военная техника, которая начала таранить баррикады. На площади возникли пожары, заполыхал и Дом профсоюзов, где находился Штаб национального сопротивления.

Переговоры президента с лидерами оппозиции, которые состоялись в ночь на 19 февраля, успехом не увенчались. Виктор Янукович предложил отказаться от радикальных действий и сдаться правоохранительным органам тем, кто нарушил закон, но совместное заявление об осуждении и отмежевании от радикальных действий оппозиция объявлять и подписывать отказалась. А встреча, назначенная на 11.00 19 февраля, и вовсе была отменена.

В регионах опять неспокойно


В Харькове кроме вышеупомянутой стычки и поджога офиса ВО «Свободы» на ул. Сумской, эксцессов в эти дни не было. А вот в других регионах Украины ситуация напряженная. Так, в Луцке активисты пикетировали здание городского отдела милиции, с тем, чтобы правоохранители отказались от насилия и перешли на сторону народа. В Тернополе захвачено здание местной облгосадминистрации и городского управления милиции, в Ивано-Франковске протестующие также взяли под контроль государственное учреждение. На Прикарпатьи митингующие ночью захватили помещения областных управлений СБУ, МВД и прокуратуры. В Ровно члены «Правого сектора» штурмовали базу «Беркута», заставив силовиков покинуть ее.

Во Львове активисты захватили обладминистрацию и налоговую, пикетировали областное управление СБУ, взяли штурмом облпрокуратуру, разгромили здание Галицкого районного отдела милиции. Кроме того, протестующие  захватили военную часть, в которой находится арсенал с оружием, потребовав от командования, чтобы военные покинули территорию без оружия, а само оружие опечатали.

Как сообщает Государственная пограничная служба Украины, утром 19 февраля демонстранты заблокировали  пункты пропуска на границе с Польшей. На пп «Краковец» протестующие разместили разнообразные крупногабаритные предметы для перекрытия движения в обе стороны — как в Польшу, так и в сторону Украины. На месте уже образовалась очередь из нескольких десятков грузовиков.

Были задержаны на пути следования два поезда — № 142 Львов – Киев и № 44 Ивано-Франковск – Киев — из-за сообщения о нахождении в них взрывного устройства.

Антитеррор в масштабах страны


19 февраля СБУ связи с событиями, происходящими в Украине объявила о проведении антитеррористической операции на территории всей страны.

«События последних суток в Украине свидетельствуют о нарастающей эскалации силовых противостояний и массовом применении оружия со стороны экстремистски настроенных группировок. Во многих регионах государства захватываются органы местной власти, структуры министерства внутренних дел, службы безопасности, прокуратуры, военные части, склады с боеприпасами. Горят помещения судов, вандалы уничтожают частные помещения, убивают мирных граждан, – говорится в сообщении СБУ, размещенном на сайте ведомства. – Сегодня происходит сознательное, целенаправленное применение насилия, путем поджогов, убийств, захвата заложников, запугивания населения с целью достижения преступных целей. Все это с использование огнестрельного оружия».

В связи с этим в стране объявлено проведение масштабной антитеррористической операции. К этой работе привлечены СБУ, МВД Минобороны, Таможенная служба Украины, центральные и местные органы власти.

«Европа, Россия, Америка – будут предлагать свое посредничество»


– К сожалению переговорный процесс, который 17 февраля показал свою эффективность, был 18 февраля разорван, – говорит политолог Владимир Никитин. – В этой ситуации понятно, что лидеры оппозиции абсолютно не контролируют ситуацию. Парламент сейчас парализован – не принимает решения, а радикалы на улице откровенно игнорируют действия официальной оппозиции. Поэтому прекращение переговоров с людьми, не имеющими за собой реальную силу, вполне реально. Дальнейший сценарий развития событий в Украине будет зависеть, во-первых, от ситуации в Киеве: насколько удастся мобилизовать и представителей западных регионов, и самих киевлян на активные действия. 

Во-вторых – от того, насколько центральная власть сможет контролировать регионы.  Сегодня в западных областях – Галицичина, Волынь, Ровенская область – побеждает сепаратизм. Львовский совет объявил себя всей полнотой власти в области, они захватили все органы государственного управления, в том числе казначейство. Но они просто не понимают, на что идут – в  этой ситуации финансирование этих областей будет просто остановлено. 

И третий фактор, способный повлиять на ситуацию в стране, – это внешнее участие. Вполне возможно, что основные заинтересованные стороны – Европа, Россия, Америка – будут предлагать свое посредничество. Некоторые политологи даже заговорили о введении миротворческого контингента ООН на территорию Украины. Но миротворческие силы можно ввести только на основании решения Совета безопасности ООН при  согласии центрального правительства или при полном отсутствии такового – иначе это уже будет оккупация.

«В Западной Украине фактически восстание»


– Ситуация очень серьезная и плохо прогнозируемая, потому что сейчас идет борьба без правил (не действуют ни законы, ни Конституция), – считает политолог Александр Романюк. – Думаю, что эскалация будет нарастать. Зачистка Майдана не удалась, в Западной Украине фактически восстание. Конфликт будет только разрастаться. Майдан, конечно, могут подавить, но это ничего не даст: появятся новые формы борьбы, перейдут к партизанской войне.

Погасить конфликт можно только путем переговоров – именно переговоров, а не ультиматумов. Правящая партия и президент на компромисс не идут, хотят навязать свой сценарий, действуют с позиции силы. Чтобы урегулировать ситуацию, власти нужно идти на серьезные уступки –  отвести «Беркут» и внутренние войска от Майдана, а потом садиться за стол переговоров и снова начинать вырабатывать условия компромисса. А силовой сценарий – это путь к гражданской войне, и возможно довольно длительной. Причем, развернется она вовсе не на западной Украине, которая и так полностью за оппозицию. Рубка начнется на востоке и юге страны.  Поэтому мы больше всего заинтересованы в том, чтобы не нагнетать напряженность, а сесть за стол переговоров.

Оппозиция тоже допустила ошибки. Когда Яценюку предлагали кресло премьера – надо было согласиться. Понятно, что сейчас судьба премьера полностью зависит от президента, то есть в любой момент он может отправить его в отставку. Но с другой стороны – можно было бы и попытаться: он мог предложить свой состав правительства. А чтобы достичь результата – необходимо создать компромисное правительство: либо беспартийные специалисты, либо умеренные политики с обеих сторон. Но сейчас этот момент уже упущен.

Что касается введения чрезвычайнеого положения в стране, то это решение должен одобрить парламент, а для этого он должен работать – сейчас даже он собраться не может. Если говорить о введения миротворческого контингента ООН – то это очень длительная процедура, требующая обязательного получения решение Совета безопасности, куда входит 28 стран, а  Россия, имеющая право вето, этого не допустит.