Журналист Ефрем Лукацкий ходит по лезвию ножа. Он всегда работает в самом пекле: в Чечне, Афганистане, Палестине, Ираке, секторе Газа. Каждый снимок мог стоить ему жизни, но иначе он просто не умеет.

Его кредо – правда жизни без украшательства 


Киевлянин Ефрем Лукацкий всегда в гуще событий. Его фото печатаются в изданиях всего мира, в том числе в Тime, Newsweek, The Herald Tribune. С 1990-х годов Лукацкий работает корреспондентом Associated Press. Он называет объектив своего фотоаппарата биноклем или микроскопом, который позволяет видеть лучше и ближе, чем может увидеть глаз. На его снимках – моменты истории.

– Я – журналист и документалист, – говорит Ефрем Лукацкий. — Я считаю, что жизнь показывает гораздо более красивые, эффектные вещи, чем может придумать художник. Жизнь — это правда. Художник рисует свои фантазии, а мы видим то, что происходит на улице и пытаемся этот момент остановить.

За улыбку Депардье можно отдать миллион


— Иметь дело с людьми, которые делают историю мира, всегда интересно, – признается Ефрем Лукацкий. — Мне посчастливилось, например, работать с командой, которая арестовывала в Ираке Саддама Хуссейна. Для журналиста это огромная удача — оказаться в нужное время в нужном месте. Мне было интересно работать с генералом Джохаром Дудаевым, общаться с Шамилем Басаевым, когда он еще не был террористом, а также с самым богатым в мире из ныне живущих художником Демианом Херстом. Уникальный момент — визит Элтона Джона в детский дом для ВИЧ-инфицированных в Макеевке, когда он сел за пианино и спел ребятишкам песню из мультфильма «Король Лев». Это было так замечательно и душевно, что он зарядил всех энергией. Когда работаешь с великими людьми, можно подзарядиться их энергией. Например, когда улыбался Депардье, я впервые в жизни понял, что выражение «улыбка на миллион долларов» материально. У него такая улыбка, за которую хочется отдать все.

«Меня не раз ставили к стенке»


От снимков, сделанных в горячих точках планеты, зрители столбенеют. Ефрем Лукацкий всегда работает в самом пекле: в Чечне, Афганистане, Палестине, Ираке, секторе Газа.

— Если честно, я — адреналинщик, больной человек, – делится фотограф. – Разумеется. у меня хорошо получаются конфликтные горячие фото, когда прет адреналин — я без этого не могу. Но говорить, что мне нравится снимать оторванные конечности, было бы неправдой.

Ефрем Лукацкий признается, что был на грани жизни и смерти очень много раз, в разных странах его в буквальном смысле ставили к стенке.

— Это было во время первой чеченской войны в городе Грозном в январе 1995 года, – вспоминает Ефрем Лукацкий. – Туда съехались звезды мировой журналистики. В подобных местах репортеры стараются держаться вместе: это — безопасность, обмен информацией. Как-то мы группой передвигались по частному сектору Грозного. Вдруг увидели местную женщину, которая шла за водой. А дальше — снайпер выстрелил ей в голову. Все бросили камеры и помчались к женщине, чтобы оттащить ее в безопасное место. Один из фоторепортеров успел сфотографировать, как несут умирающую, и отправил снимок в редакцию. А вскоре ему позвонил президент западноевропейской компании, в которой он работал. Разговор шел по спутниковой связи, поэтому мы все слышали. Президент спросил журналиста: «Почему ты фотографировал, а не нес эту женщину? Ты должен разобраться с собой. Мы не будем ставить фотографию». Это пример журналистики, к которой мы должны стремиться.

Он рискует и в Украине – в него стреляли на Евромайдане.

– В меня стрелял сотрудник милиции, – вспоминает Ефрем Лукацкий. — Перед этим я его фотографировал, и ему это не нравилось – он все время пытался спрятаться. А когда у меня зазвонил телефон и я отошел в сторону, он пальнул мне в голову. Пуля попала в шлем. Спасибо, что попал не в лицо.

Как фоторепортер задержал не ту банду


Криминальная тематика — одна из его любимых. У него много колоритных фото, на которых – неподдельно эмоциональные задержания крупных преступников. Ефрем Лукацкий был фактически участником задержаний: снимки сделаны с очень близкого расстояния. Такая работа опасна, причем не только непредсказуемой реакцией преступников. У Ефрема Лукацкого есть незабываемое фото: на него направлено дуло пистолета милиционера из группы захвата, для которого, вероятно, появление фотографа было неожиданным.

– Он мог в меня выстрелить: у него могла дрогнуть рука, – говорит фотограф. – Но когда смотришь в видоискатель, создается впечатление, будто ты в другом мире — словно смотришь телевизор и находишься в безопасности.

Ему удавалось оказаться в нужное время и в том самом эпицентре событий, где планировали захват преступника. Разумеется, чтобы криминальные элементы ничего не заподозрили. нужно быть талантливым актером.

– Если журналист заметен – это не журналист. Хороший журналист должен быть как вампир: в зеркале не отражаться и тени не отбрасывать, – шутит Ефрем Лукацкий. – У меня были личные дружеские отношения с милицией, с УБОП. Мне сообщали о месте и времени задержания. Более того, я ехал с группой захвата и мог быть на месте задержания даже ближе к преступнику, чем милиция. Вид у меня непримечательный, камеру я прятал в пакетик. Как-то произошел очень смешной случай. Это было в Киеве под мостом метро — открытая местность, укрыться негде. Мне разрешили находиться рядом, милиционер под видом бомжа рылся в мусорке. Я увидел группу людей – бандитов. Милиционер дает команду «фас», я бегу к бандитам и краем глаза вижу, что группа захвата еще очень далеко. Бандиты ко мне поворачиваются, я поднимаю камеру, кричу: «Руки вверх! Милиция!». Они поднимают руки, становятся к стене, я начинаю «расстреливать» их своей камерой. Подбегает группа захвата – начинает валить, крутить руки, надевать наручники. Всех задержали, я гордый: снимки получились прекрасные. И тут ко мне подходит генерал: «Это – не бандиты. Мужики просто пили пиво».

Харьковчане могут увидеть уникальные работы Ефрема Лукацкого в галерее АВЭК на выставке «Моменты времени», которая будет работать до 28 февраля.