В воскресенье власти объявили о демонтаже памятника Ленину на площади Свободы. Но бронзовый вождь устоял.

Защищать его пришли горожане, которые организовали круглосуточное дежурство возле памятника. Евромайдановцы согласились повременить со сносом.

Мнение защитников монумента учли


Под давлением евромайдановцев вице-губернатор Василий Хома подписал распоряжение о демонтаже памятника. Снять Ленина должны были 25 февраля, для этого были подготовлены все необходимые документы. Но вождь пролетариата устоял — на его защиту вышли харьковчане. Защитники бронзового Ильича уже несколько дней собирают подписи против сноса монумента – их уже 16 тысяч (по данным на 26 февраля), сообщает сайт Харьковского городского совета. По словам руководителя оборонительного движения по защите памятника Ленину Артема Трофимова, ежедневно у монумента собирается около 10 тысяч харьковчан, а активистам, которые несут ночную вахту, люди приносят теплые вещи, еду, обогреватели; там установили генератор.

– Будем стоять до тех пор, пока в Харькове не вернут власть, которая, по нашему мнению,  легитимна, и не закончится этот беспредел, – говорит активист.

Евромайдановцы приняли во внимание настроение харьковчан. По словам депутата Харьковского облсовета и координатора штаба национального сопротивления в Харьковской области Ивана Варченко, вопрос о демонтаже памятника сейчас снят с повестки дня.

– Мы заинтересованы в том, чтобы ситуация в Харькове была стабильной, – заявил он.
Хотя свою позицию Иван Варченко не скрывает — на площади Свободы не место тоталитарным символам.

– Памятник Ленину обязательно будет демонтирован, – уверен депутат. – Мы не исключаем, что он найдет себе место в пантеоне символов тоталитарного режима – музея, куда потом можно будет прийти с детьми и рассказать, что в своей стране делать нельзя. 
– Можно снести этот памятник, у нас есть на это основания, поскольку власть пообещала нам полную поддержку, – добавляет активист харьковского Евромайдана Владимир Чистилин. – Но ломать ситуацию через колено нельзя –  это не европейский подход. Поскольку мы придерживаемся европейских ценностей, мы готовы выслушать позицию харьковчан.

Замену вождю еще не нашли


Евромайдановцы надеются убедить харьковчан в том, что отстаивать монумент не имеет смысла.

– Харьковской громаде просто нужно объяснить, почему Ленину-тирану не место на площади Свободы, ведь за эту свободу уже погибло сто человек, – поясняет Владимир Чистилин.

По его мнению, монумент можно продать на аукционе, а вырученные средства пустить на нужды города или для лечения онкобольных детей. 

– Общественные слушания мы готовы проводить по вопросу, где можно сделать музей, куда отправить и памятник Ленину (если не переплавить), но не по поводу того, чтобы он оставался на площади, – непреклонен Иван Варченко.

Кто или что может заменить восьмиметровую бронзовую фигуру на самой большой площади Украины, евромайдановцы не знают. Говорят, что об этом тоже будт спрашивать харьковчан.

Тем временем коммунисты призвали харьковчан записываться в народную дружину, охраняющую монумент.    
    
– Харьковчан, которые нас поддерживают, мы призываем прикрепить к одежде или на автомобилях георгиевские ленточки, – заявил секретарь Харьковского обкома КПУ Виталий Шелехов.

Что собираются делать евромайдановцы дальше?


Ответ на это Владимир Чистилин дал в соцсетях. Приводим этот текст.

«Координационный совет хочет прояснить дальнейшие свои шаги.
1) Мы собираемся стоять у ХОГА до тех пор, пока не назначат и. о. председателя облгосадминистрациии. Потом там останется самооборона, а все другие активисты смогут давить на формирование новой власти ежедневными акциями в 18.00 около ХОГА или мэрии.
2) Мы обращаемся к Верховной Раде с требованием назначить дату внеочередных выборов харьковского областного и городского советов, а также расследовать действия мэра с соответствующими выводами.
3) Мы требуем согласовывать с харьковским Евромайданом назначения на должности в ХОГА: заместителя председателя облгосадминистрации, начальников управлений, глав райгосадминистраций и т. д.
4) Ввести практику регулярного проведения Вече для диалога власти с общественностью и отчета перед ней.
5) Собираемся и дальше формировать гражданское общество и европейский Харьков, готовить общественные слушания, контролировать власть, предлагать решения насущных вопросов с учетом мнения территориальной громады».
А днем позже один из координаторов харьковского Евромайдана, писатель Сергей Жадан, заверил харьковчан по ту сторону барикад, что евромайдановцы позиционируют себя исключитеьно как мирно протестующие и готовы покинуть здание ХОГА после официальной отставки губернатора и назначения исполняющего обязанности главы администрации.

– Мы не захватывали это здание, – подчеркнул Сергей Жадан. – Несколько дней назад представители администрации сами предложили нам зайти сюда, чтобы проинспектировать помещение. Мы не собираемся занимать кабинеты и должности. У нас есть четкая позиция – мы ждем отставки губернатора Харьковщины и назначения и.о. главы области. После этого мы уходим отсюда. В здании ХОГА нет жителей западной Украины, в основном здесь находятся харьковчане, которые вышли отстаивать свои права. Здесь нет экстремистов и фашистов, бандитов и оружия. Наш общий враг — коррумпированная власть.

«Этот памятник охраняется законом Украины»
– Наша задача – защитить памятник от разрушения, – выразил свою позицию по поводу сноса памятника Ленину Харьковский городской голова Геннадий Кернес. – Я дал распоряжение, чтобы там была обеспечена возможность находиться его защитникам. Это моя позиция не как городского головы, но я обязан использовать свои возможности. Нас поддерживают не только харьковчане, но и другие регионы Украины. К нам приехали люди из Одессы, Запорожья, Днепропетровска, Сум. Наши памятники, в том числе и памятник Ленину – это наша история. Этот памятник охраняется законом Украины, он внесен во все реестры исторических и культурных ценностей, и нет ни одного закона, который позволил бы его уничтожить.По закону памятник можно только перенести с площади Свободы. Для этого нужно, во-первых, выделить место, а это не просто, и в этом направлении я не буду даже работать.