Верховная Рада Украины назначила на 25 мая внеочередные президентские выборы.

Соответственно, 25 февраля началось выдвижение кандидатов. Реально ли их провести в столь сжатые сроки и позволяет ли законодательство победить честным людям, выяснял «Вечерний Харьков».  

Как объяснил политолог Игорь Гридасов, досрочные выборы проводятся  согласно Закону «О выборах президента»  в связи с досрочным прекращением полномочий президента в случаях его отставки, невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья,  смещения с поста в порядке импичмента или смерти (этот перечень предусмотрен Конституцией). Сейчас основанием для проведения досрочных выборов стало то, что ВР отстранила президента от исполнения обязанностей. 

– Имела ли она на это законное основание по Конституции? Нет, не имела, – считает Игорь Гридасов. –  Поскольку Конституцией не предусмотрен вариант отстранения президента от власти. Но сейчас у нас целесообразность революционная, и президент, конечно, нужен. Однако правовая коллизия при этом остается. И потом могут быть заявления, что новый президент нелегитимный. В том числе и на международном уровне.

Что касается процедуры проведения досрочных выборов президента, то от обычных она отличается лишь сокращенными сроками.

– Со дня обнародования решения о проведении досрочных выборов начинается отсчет 90 дней избирательной кампании. День выборов назначается на последнее воскресенье девяностодневного срока – в данном случае приходится на 25 мая, – уточняет политолог Владимир Никитин. – Вся остальная процедура такая же, как и при очередных выборах, прописанная в Законе «О выборах президента Украины», который был принят к выборам 2010 года.

По словам Владимира Никитина, с точки зрения прозрачности выборов и контроля за их проведением, последняя редакция Закона «О выборах президента Украины» была оптимальной.

– Это был оптимальный закон, который одобрил и Совет Европы, и мониторинговая Венецианская комиссия совета Европы, – говорит Владимир Никитин.

Между тем Игорь Гридасов не исключает, что в этот закон еще будут вноситься коррективы, даже при том, что избирательная кампания уже стартовала. 

– Без фальсификаций ни одни выборы не проходят, однако масштабные фальсификации, способные повлиять на результаты выборов, случаются нечасто. Поэтому каждая сторона, которая будет вносить изменения в закон,  – будет это делать в своих интересах, – считает он. – Но чем сильнее конкуренция –  тем объективнее будет процесс.

Так, председатель Центризбиркома Михаил Охендовский уже сообщил, что ЦИК направила в парламент законопроект о внесении изменений в закон о выборах президента.

– Закон содержит возможность выдвижения кандидатов избирательными блоками партий. На данный момент процедуры, предусмотренные для создания блоков, не могут быть осуществлены в нынешних временных рамках, – пояснил он.

Кандидатами в президенты можно выдвигаться как от партий, так и самостоятельно. Все желающие принять участие в выборах должны подать в комиссию соответствующие документы и внести 2,5 млн грн. залога. Но многие отмечают – эта норма сразу ставит преграду тем, кто достоин, но не имеет такой суммы.

Денежный залог – барьер от случайных людей?


– Тем, кто не прошел во второй тур, залог не возвращается, – подтверждает Владимир Никитин. – Это делается для того, чтобы не превращать выборы в сумасшедший дом: если человек хочет баллотироваться в президенты – должен показать, что располагает какими-то ресурсами. Практика барьеров применяется в Украине давно и работает в большинстве стран. Только раньше в Украине было условие собрать определенное количество подписей.
 
– Права потенциальных кандидатов залог не нарушает, – считает и Игорь Гридасов. – К тому же необходимую сумму он может получить от своих сторонников, если рассчитывает на поддержку большого количества людей. 

Где взять деньги на выборы?


Согласно смете, на проведение выборов необходимо 1,965 млрд гривен. По словам Михаила Охендовского,  ЦИК исходила из того, что в выборах примут участие 20 кандидатов. Откуда возьмутся эти деньги, если по словам многих финансистов, государственная казна пустая?

– Деньги выделены пока только на бумаге. Где взять «живые» деньги – думаю, никто не знает, – признается Владимир Никитин. –  Выборы президента, как и выборы парламента, можно проводить только за счет госбюджета (ни в коем случае – на средства местных властей, спонсоров или кандидатов в президенты). А поскольку в бюджете на 2014 год эти выборы не запланированы, значит нужно брать  деньги из спецфонда Кабмина. Но сразу такая сумма не понадобится.

– Мы не знаем достоверно, сколько денег в казне, а лишь слышим заявления, что казна пустая. Источники пополнения госбюджета – доходы от госпредприятий и предприятий, в которых государство имеет долю, а также налоги и внешние заимствования, – отмечает Игорь Гридасов. – И если конкретно лежащих ассигнаций в сейфах нет –  будет увеличен дефицит госбюджета на эту сумму. А чем потом этот дефицит компенсировать – это уже проблема правительства и Нацбанка.

Кандидаты становятся неприкосновенными


По словам Владимира Никитина, 24 февраля ЦИК официально заявила, что  юридических препятствий для участия в выборах Юлии Тимошенко и Владимира Кличко нет.

– Хотя вопросов по этим кандидатурам много. Неясен статус Тимошенко – снята ли с нее судимость. Ведь осужденные не могут участвовать в выборах без снятия судимости и реабилитации, – говорит Владимир Никитин. – По Кличко, который долгое время жил за границей, тоже вопросы. Поскольку законодательство требует от кандидата в президенты жить в Украине последние пять лет перед участием в выборах.

При этом зарегистрированные кандидаты на пост президента получают статус неприкосновенности.

– То есть не могут быть задержаны или арестованы, – уточняет Владимир Никитин. – Это исключает соблазн  неправовыми методами влиять на выбор народа.

Хотя в свете нынешних событий это дает шанс многим, на кого сейчас могут быть заведены уголовные дела, оказаться недосягаемыми для правоохранителей.

Депутаты не заинтересованы в выборах в Раду


Что касается выборов в Верховную Раду, то они могут состояться только после выборов президента, говорят политологи, поскольку парламент может быть распущен   президентом либо сам добровольно сложить полномочия, в чем народные избранники не заинтересованы. 

– Бывшая оппозиция, которая сейчас стала властью, не хочет терять влияния на политику, возможности формировать правительство и т. д., – считает Игорь Гридасов. –  И Верховная Рада будет делать все, чтобы продолжать работать.

Выдвигаться можно до 30 марта
Согласно  календарному плану мероприятий по подготовке и проведению выборов, размещенном на сайте ЦИК, выдвижение кандидатов продлится до 30 марта.
Срок подачи документов кандидатов – до 4 апреля.
Кандидаты, которых не зарегистрируют, смогут подать повторные заявления до 9 апреля.
Окружные избиркомы должны быть сформированы до 15 марта, избирательные участки – до 4 апреля, участковые комиссии – до 21 апреля.
Предвыборную агитацию можно будет проводить с 20 апреля по 23 мая. 
Установить официальные результаты выборов ЦИК намерена до 4 июня.

Выборы президента не состоятся?


Если в стране начнется избирательная кампания, Комитет избирателей Украины, как и прежде, планирует отслеживать этот процесс, включая долгосрочное наблюдение, просветительскую кампанию, наблюдение в день выборов. Но руководитель Харьковского областного отделения КИУ Михаил Камчатный сомневается, что президентские выборы состоятся в намеченное Верховной Радой время.

– На мой взгляд, президентских выборов в мае не будет, и этому есть ряд объективных причин, – считает Михаил Камчатный. – Во-первых, в бюджете реальных денег нет. Более того, после старой власти осталась масса долгов. Во-вторых, я сомневаюсь, что Европа даст деньги, не увидев хотя бы программу реформ: например, административную – ликвидацию всех государственных администраций в Украине (областных, районных в области и городе – власть должна быть передана местным громадам). Необходимо сразу провести бюджетную реформу, экономические преобразования. Кроме того, однозначно нет смысла проводить выборы, когда на местах остались все, кто имел отношение к прежней власти. Они организуют выборы так же, как при Викторе Януковиче.

По его мнению, сначала необходима люстрация госслужащих – увольнение всех, кто занимает или занимал руководящие должности, имея право подписи для распоряжения финансами с тем, чтобы ни они, ни их близкие родственники не имели права занимать руководящие должности в органах власти. Также нужны серьезные сокращения в органах государственной власти, в службах, агентствах, которые финансируются из госбюджета.

– Чиновники не производят полезный продукт – они только потребляют то, что производят другие, – аргументирует Михаил Камчатный. – В конце года я проводил анализ и подсчитал, что доноров, которые платят налоги и за счет которых наполняется бюджет, около 10-12 миллионов. Остальные съедают то, что они зарабатывают.

Кроме того, по мнению Михаила Камчатного, Украине нужна новая Конституция, ликвидация Конституционного суда, который дискредитировал себя как арбитр в разрешении спорных и неоднозначных положений Конституции; реформа всей судебной системы (люстрация и переаттестация судей всех уровней); сокращения в прокуратуре, МВД; люстрация налоговой милиции, УБОП; роспуск «Беркута» и ГАИ (функции последней должны быть переданы местным советам) и др. Михаил Камчатный не сомневается, что если начать реформы прямо сейчас, их можно завершить до осени, а затем приступать к выборам президента.