Александр «Куб» Кубышкин был активным участником Харьковского рок-клуба в 1990-е годы.

Это было неформальное объединение музыкантов, которые слушали и играли рок-музыку, занимались организацией подпольных концертов и фестивалей. Он играл в группе «Тихий уголок» вместе с Сергеем «Кочей» Кочергой, дружил и выступал со многими известными сегодня музыкантами, тогда еще начинавшими свою карьеру: Сергеем «Чижом» Чиграковым, Александром Чернецким, Пашей Павловым, Борисом Смоляком и др. Все они познакомились и начали играть в Харькове, потом их пути разошлись. Одни отправились в Москву, другие — в Санкт-Петербург, третьи остались в Харькове продолжать рок-движение, в том числе и Александр Кубышкин.

— Это был страшный андеграунд, глухое подполье. О концертах знали только свои —
коммунистическая власть не приветствовала рок-движение. Петь что-то непатриотическое, не про партию, Волгу и комсомол, да еще и на английском языке, было табу. Сейчас на сцене разрешено все, можно хоть голым выходить — вопрос только в том, кто кого переплюнет в поведении. Тогда одно лишнее движение или грим на лице, и комиссия от комитета комсомола чуть сознание не теряла. Помню, на открытии первого советского рок-клуба Music People Club в ДК «Юность» в 1990 году как раз и выступал Александр Кубышкин, Борис Смоляк, группа «Дождь». Саша часто играл в клубе, почти каждую неделю. Сольных концертов не давали — клуб-то был один, общие выступления проходили по три-четыре раза в неделю, — рассказывает музыкант и директор Music People Club Михаил Кранин.

— Мы познакомились с Сашей в 1994 году на прощальном концерте «Чижа» — он тогда уезжал в Петербург. Я стоял на входе рок-салона «От винта» — был такой клуб на ул. Мироносицкой, 54, а Саша пришел на концерт в мотоциклетном шлеме. Я его не хотел пускать, а в следующий раз мы уже играли вместе на концерте, — смеется музыкант
Виктор Джалилов.

Несчастный случай на работе в августе 2000 года оборвал жизнь Александра Кубышкина на 33 году. Его творчество известно небольшому кругу ценителей музыки, в основном, харьковчанам. Сохранились записи двух альбомов Александра Кубышкина — это «Сказки Верховины» (1991) и «Волк» (1995). В записи первого участвовали Сергей Чиграков (гитара, бэк) и Сергей Кочерга (перкуссия, бэк), второй он записал самостоятельно. Также у друзей-музыкантов сохранились пленки с концертов, записанные на бобины и кассеты. Сегодня все это оцифровано и выложено в свободном доступе в интернете.

Два альбома Кубышкина и 14 кавер-версий на его песни вошли в специальный трибьют-диск, презентация которого также прошла на концерте. Инициатором выпуска альбома стала вдова Александра, Ирина Кубышкина, и харьковские рок-музыканты. Они предложила друзьям-коллегам Александра Кубышкина выбрать одну песню из его репертуара и записать на нее кавер.

Среди записавшихся в трибьюте — Сергей Чиграков («Чиж и Со»), Александр Чернецкий («Разные люди»), Павел Павлов («Шок»), Сергей Кривуля («Отдел Кадров»), Дмитрий Смирнов («Белые Крылья»), Евгений Варва («Ку-Ку»), Сергей Кочерга («Тихий Уголок»), Игорь Бычков («Алоэ»), Виктор Джалилов («Одинокий лётчик»), а также группы «Ботаника», «По. Ст.», «Живот» и «GRAFFIKA». Песню «Верховина», которая значится на диске под номером 14, музыканты записали совместно. Шуточная композиция про «яблочную водку» была популярна в 1990-е годы. На трибьюте она записана в исполнении Сергея Чигракова, Александра Чернецкого, Павла Павлова и Владислава Кубышкина (сына Александра Кубышкина).

— Саша при жизни не успел собрать группу, хотя очень хотел, не успел записать в электронном варианте свои песни, да и времена тогда были тяжелыми — не до музыки, мы просто пытались выжить и прокормить семью, — вспоминает Ирина Кубышкина. Когда Саши не стало, родилась идея выпустить трибьют-альбом. Музыканты записывались на студиях в Москве, Санкт-Петербурге и Харькове. Потом стал вопрос, где, как и на какие деньги издать диск — вечные кризисы, поэтому процесс растянулся на столько лет.
Альбом вышел в Москве в количестве 500 штук, потом его переправляли в Харьков, где отдельно был разработан дизайн обложки и издан буклет с фотографиями и воспоминаниями музыкантов. К слову, еще один диск с песнями Александра Кубышкина записал Павел Павлов. Их вышло всего 11 штук — они стали дополнением к официальному релизу и достались в подарок первым покупателям трибьют-альбома.

— Это уникальное событие. На концерте собрались музыканты, многие из которых не виделись по 20 лет. Для нас было делом чести запись пластинку памяти Сани. Кроме харьковчан, его мало кто знал, но его творчество, его жизнь были достойны, чтобы о нем не забывали как можно дольше, — считает Александр Чернецкий.