Двадцать школьников города были удостоены звания «Ученик года 2005». Выбирали победителей в четырех номинациях: «Интеллектуал года, «Лидер года», «Творческая личность года» и «Спортсмен года», где ребята имели возможность блеснуть всеми своими талантами. «Спортсмен года»-дзюдоист проявил себя и отличным кулинаром, а семнадцатилетняя мастер спорта по спортивной аэробике оказалась асом еще в живописи и музыке.

В этом году ученика года выбирали впервые. Раньше подобное никому и в голову не приходило. Управление образования все больше заботилось о том, как подстегнуть и стимулировать к работе учителей, поэтому конкурсы «Учитель года» проводились регулярно. В этом году учителя года выбирали уже в одиннадцатый раз. Сотрудники городского управления образования и научно-методического педагогического центра пришли к выводу, что несправедливо оставлять учеников в стороне. Ведь в Харькове обучается 130 тысяч школьников, в том числе 77 призеров международных олимпиад. Как правило, никто, кроме учителей, об этих одаренных ребятах ничего не знает. В этом году решили исправить эту несправедливость и тем самым дать школьникам возможность заявить о себе на весь город. Практически все участники имеют за плечами кипы дипломов всеукраинских и международных олимпиад. Участвовали в конкурсе ученики 10-11 классов. Изначально на звание «Ученик года» претендовали более двухсот человек, но до финала дошли лишь двадцать. Путь к победе был долгим и непростым. Ведь началось состязание еще зимой. Участники вначале прошли отборочный тур в своем районе, после чего продолжили состязание на уровне города.
Сотрудники научно-методического педагогического центра специально для конкурсантов разработали ряд тестов. Кроме общей эрудиции, они требовали от участников еще и творческого подхода. Причем тесты проходить пришлось всем. Например, претендентам на звание «Спортсмен года» одних спортивных разрядов и даже медалей и дипломов, завоеванных на международных чемпионатах, оказалось недостаточно. Спортсменам пришлось блеснуть еще и своими знаниями по истории спорта и олимпийского движения. Номинантам на звание «Лидер года» пришлось на практике продемонстрировать организаторские и лидерские способности. От них требовалось организовать и провести мероприятие у себя в школе. Больше всего «пытали» интеллектуалов. Тестировали по всем возможным направлениям: физика, химия, математика, биология, экология, информатика. Самые стойкие — а после тестирования удержались 25 человек — должны были нестандартно представить себя жюри. Вот здесь-то ребята и проявили всю фантазию: кто песни пел, кто рэп танцевал, кто акробатическими трюками блистал, а кто и настоящие мини-спектакли устраивал.
— Очень трудно было назвать победителя в каждой номинации, — делится впечатлениями директор научно-методического центра Валентина Малыхина, — поэтому мы решили в каждой номинации выбрать по пять победителей.
После длительных и мучительных совещаний жюри все же определило двадцатку победителей.
— Мне лично очень запомнилась Даша Шумарова из школы № 3, — рассказывает Валентина Малыхина. — Девочка уникальная, она стала победительницей в номинации «Спортсмен года», но, честно говоря, могла бы свободно претендовать на победу и в любой другой номинации. Кстати, Даша оказалась единственной девушкой среди пятерых «Спортсменов года». Одиннадцатиклассница уже успела получить звание мастера спорта по спортивной аэробике. Свои спортивные умения Даша продемонстрировала прямо на сцене, чем приятно удивила публику. Кроме спорта, Дарья увлекается английским языком, музыкой и живописью. Сейчас выпускнице предстоит принять нелегкое решение, какой путь выбрать в жизни. Даша больше склоняется к искусству. Мечтает стать дизайнером и собирается в этом году покорять Харьковскую академию дизайна и искусств.
А вот Александр Ординец из школы № 131 уже давно сделал свой выбор. Саша увлекается биологией, неоднократно занимал призовые места на международных олимпиадах. Буквально вчера улетел в Турцию за очередной победой на олимпиаде по экологии. Кроме науки, у парнишки есть еще одно пристрастие — бальные танцы: он говорит, что биология — это зарядка для ума, а танцы — для тела. Уникальными «Ученики года» себя не считают. Говорят, что ничем особо не отличаются от одноклассников. Вот только каждый день расписан поминутно и на различные развлечения времени почти не остается.
— Очень большой соблазн «забить» на все и пойти гулять, — откровенничает Даша. — Иногда даже могу пожертвовать тренировкой ради этого, но подобное случается нечасто.
Инициаторы конкурса уже сегодня в один голос заявляют о необходимости его проведения и в дальнейшем. Только на будущий год организаторы планируют внести некоторые коррективы. Например, вместо взрослого жюри — а в его состав в этом году входили работники управления образования и научно-методического центра — пригласить в качестве судей самих школьников.