Украинские музыканты и артисты — одни из лучших в мире. Их приглашают на гастроли, и строгая европейская публика устраивает им овации; им предлагают остаться поработать в западных оркестрах, театрах, балетных труппах. Вряд ли благополучные европейцы догадываются, какие трудности приходится преодолевать в нашей стране людям искусства. Как приходится изыскивать средства для того, чтобы соответствовать статусу академического симфонического оркестра, находить общий язык со спонсорами и просто жить в стране, где культура, в общем-то, мало кому интересна.

Каждый год оркестр Харьковской областной филармонии выезжает на гастроли в Европу. За несколько лет таких поездок итальянская и испанская публика полюбила наш оркестр, гастроли стали традиционными. В Испании симфонический оркестр филармонии был назван лучшим иностранным оркестром 2003 года. Главному дирижеру оркестра и директору филармонии Юрию Янко не раз поступали предложения остаться в Испании. Во время последних гастролей в Испании мэры двух городов в очередной раз уговаривали маэстро Янко «изменить» Харькову. Но Юрий Владимирович возвращается сюда. Он хочет завершить реконструкцию здания филармонии и намерен сделать все, чтобы филармония получила статус Национальной.
Харьковчане смогут увидеть фильм о последних гастролях на канале ОТБ. Съемочная группа канала при поддержке харьковского губернатора «гастролировала» вместе с музыкантами. Два концерта в Мадриде при аншлаге, еще десять в других испанских городах, переезды, редкие минуты отдыха, встреча Нового года с бокалами «Советского шампанского» — телевизионщики отсняли почти 10 часов материала. О гастролях в Испании рассказал Юрий Янко. Выступления за рубежом и будни филармонии настолько тесно связаны в мыслях Юрия Владимировича, что говорить только о гастролях у нас не получилось.
— Совершенно потрясающе прошел концерт в Мадриде, там, правда, очень сложная акустика была в храме. Огромный храм, вмещает где-то две тысячи человек. В Западной Европе это распространенная практика, когда концерты проходят в соборах. Мы в Италии играли в храмах, где хранятся мощи святых. Я считаю, что католическая и протестантская церкви проводят очень мудрую политику. Во-первых, они все получают деньги на проведение таких концертов у государства. Второе: человек, который никогда не был в церкви, попадает туда на концерт и слушает музыку. Человек и в храм пришел, и к музыке приобщился. Таким образом, получается, что всем это выгодно. И церкви, и государству.
В Испании очень много денег выделяется на развитие культуры, на приглашение зарубежных коллективов. За десять лет они сделали колоссальный скачок в области культуры, это при том, что у них своих коллективов, в общем-то, мало. Испанцы приглашали уже и Большой театр, и Мариинский, и все наши ведущие коллективы; посмотрели все балеты, все оперы, переслушали все симфонии. Там много детских музыкальных школ. Потрясающее количество детских музыкальных школ в Корее. А в Японии музыкальное образование обязательно для всех. У них 14 процентов бюджета идет на культуру. А у нас — полпроцента, и где они? Мы и живем так плохо, потому что у нас нет культуры в широком смысле слова. Это не просто музыка, балет или опера. Культура — это отношение человека к человеку. Это умение держать слово. А у нас? Где вы видели, чтобы человек, которого партия продвинула, скажем, в Конгресс, через месяц переходил уже в другую партию с платформой диаметрально противоположной? Человек, обладающий определенным уровнем культуры, не может сделать некачественную деталь, он не может нахамить. Он не будет слушать тюремные песни с утра до ночи. Их слушают у нас, потому что такой уровень культуры. Потому что остальное не востребовано. Я пытаюсь доказать, что есть и другие ценности.
Культурный поход за молодежью
Недавно симфонический оркестр филармонии сыграл концерт для студентов ХНУ
им. В.Н. Каразина. В актовом зале университета. Можно сказать, Юрий Владимирович нашел выход из ситуации, когда молодое поколение не имеет особой потребности посещать симфонические концерты. Если молодежь не идет слушать классическую музыку, то музыка сама придет к студентам. Цикл концертов «Студенческий абонемент» в 2007 году пройдет в национальном и политехническом университетах.
— В течение года мы сыграем 4-5 концертов в каждом из этих вузов. Студенты смогут ознакомиться со всеми жанрами: вокальным, симфоническим, хоровым, эстрадой. Они будут знать, что все это можно послушать у нас в зале. Мы не собираемся досаждать серьезными трактовками. Это будет веселая музыка, концерт не более часа. Одно дело рассказывать молодежи, что оркестр — это хорошо; а вот когда они сами услышали — вскакивали среди концерта, устраивали овации. Я видел глаза этих студентов, которые с удовольствием слушали Штрауса, Дунаевского. Я надеюсь, что рано или поздно они придут в филармонию.
— А чем отличается наш зритель от иностранного?
— Вообще, наша публика наиболее приятная и квалифицированная. Хотя, может, в последнее время она стала менее квалифицированной. Но меня радует то, что появилось в залах много молодежи. Немцы очень сдержанны в своих эмоциях, они могут весь концерт сидеть с каменными лицами. У испанцев как-то сочетается и порядок в стране, и отзывчивость, щедрость. Вот и на концертах они ведут себя как дети. А если еще какой-то элемент игры подключить, они будут визжать, кричать, топать ногами, хлопать триолями.
— Часто встречаете за рубежом украинцев?
— То водителя встретим из Украины, то еще кого. Там очень много наших балетных артистов работают, так же, как и строителей. В одном Мадриде работают и постоянно живут около 100 тысяч украинцев. В одном городе я зашел в бар, заговорил по-английски. Слышу, две девушки говорят по-русски между собой. Оказалось, одна из Тернополя, вторая из Херсона. Не скажу, что они счастливы. Они зарабатывают тысячу евро в месяц, работая по 13 часов в день. Около 500 евро уходят на коммунальные платежи. Живут они в квартире, которую снимают три семьи. То есть живут практически в коммуналке. И ехать за этим «счастьем» за несколько тысяч километров? Я вообще практически не видел из наших эмигрантов счастливых людей. Ну, может, те, кто уехал лет 20 назад. Они работают в хороших оркестрах, стали обеспеченными людьми.
— Нравится вашим музыкантам выезжать на гастроли за границу?
— Конечно нравится. Хотя… Уровень жизни у нас растет. Если лет 10 назад у нас зарплата была 15 долларов, то за последние годы она существенно выросла. А там условия практически не изменились с тех пор. Поэтому сегодня многие из моих музыкантов уже не хотят ехать.
— И нет никакой возможности изменить условия?
— Я думаю, они сами к этому придут. Но если бы не было штрейкбрехеров… А они в лице молдаван, румын или наших каких-то слабых коллективов всегда найдутся. Правда, они не показывают такого качества, как мы. Сегодня все европейские импресарио стоят перед выбором: если они хотят иметь высокое качество, должны будут повышать уровень оплаты.
Блеск и нищета украинских музыкантов
— Как вообще это все организовывается, сколько человек едет?
— Бывает 40 человек, а бывает 60. Грузим инструменты в автобус и едем до Мадрида. Наверное, мы от этих поездок потихоньку будем отказываться. Если кто-то хочет получить такой оркестр, как наш, пусть оплачивает самолет. Но сегодня складывается очень нехороший имидж украинских коллективов за рубежом. Представьте себе мэра какого-то города. Он дал деньги на этот концерт. Оркестр играет блестяще, но одно дело, когда опера звучит, человек смотрит на декорации, это отвлекает от оркестра. А другое дело, когда оркестр сидит на сцене. А мэру делать нечего, он слушает и смотрит. И что он обнаруживает? Сидит украинский коллектив: обувь у всех разная, белые рубашки у всех разного оттенка, бабочки — разные. Смокинги у многих потертые, заштопанные. Носки разные, пульты разные, старые, черт знает какие… Этот мэр видит обшарпанные, ветхие футляры. Испанцы согласны в три раза дороже заплатить польским, литовским оркестрам, оплачивать им самолет. Это очень серьезная проблема. Мы ее решить сами не можем. У нас смокинги в оркестре в третьем-четвертом поколении. Есть европейский стандарт: если надевается смокинг, к нему должна идти черная бабочка. Если фрак — белая бабочка, жилет, лаковые туфли со шнурками.
Спасибо нашим друзьям, недавно заместитель губернатора Виктор Зверев подарил оркестру 50 немецких пультов. Теперь, когда мы поставим их на сцену, мне не будет стыдно за них. Они устойчивые, рассчитаны на ветер, если оркестр выступает летом. Мы ж достаем прищепки и прикалываем ноты. Ну, нормально к нам кто-то будет относиться? За артистами и за спортсменами надо смотреть, как ни за кем, потому что по нам судят о стране. Украинские музыканты достойны лучших менеджеров, лучших условий, но пока мы не будем одеты, пока у нас не будет высококачественных буклетов, нормальных сайтов, пока не будет еще каких-то атрибутов, нашу страну никогда не будут серьезно воспринимать. Ну, поиграли, ну, хорошо играете… Но на Западе обращают внимание на часы, обувь — это имиджевые вещи. Руководители наши, может, это и понимают, потому что сами ходят в дорогих часах. Но до нас эта волна еще не докатилась.